16 Декабря, 2018 Воскресенье

Таксуют все!

  • 27 сентября 2018 Общество Русский 0

    Не за горами II Европейские игры-2019, а это значит, что совсем скоро на улицах Минска появится много иностранных гостей. По всем законам гостеприимства мы должны их радушно принять, разместить в удобных и комфортабельных гостиницах, предоставить им хорошую программу для развлечений. Важна будет и транспортная составляющая. Всегда во время проведения масштабных спортивных состязаний вопрос развитости рынка такси выходит на первый план — пешком гости весь город вряд ли обойдут, хочешь не хочешь, а придется вызывать «шашечки». С каким автопарком мы будем встречать главные спортивные баталии следующего года? В вопросе разбиралась корреспондент «Р».

    Кто  за  что  в  ответе

    — На деле в Минске практически нет специализированных таксомоторных предприятий, полноценных служб такси в том смысле, как они существовали у нас в годы СССР. За баранкой чаще всего сидит индивидуальный предприниматель, который, по сути, работает сам на себя, пусть он напрямую и завязан с таксосервисами, — рассказывает руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров по транспорту (БАЭС) Юрий Важник. — Крупных операторов у нас мало, так что схема «одна машина – один владелец» прочно вошла в бизнес. С одной стороны, это хорошо — работает конкуренция, но есть и минусы. Например, про эксплуатационную инфраструктуру в таких случаях говорить не приходится. К тому же в отношениях между таксистом и пассажиром ощутимо не хватает третьего звена — того, кто занимался бы вопросами регулирования этой сферы. Диспетчерские службы в данном случае мы в расчет не берем — они лишь передатчики информации о заказах, наказать таксиста в случае серьезного проступка они не могут. Городской оператор транспортной системы в регулирование отношений в этой сфере практически не вмешивается.

    Следует заметить, что недавно государство упростило жизнь таксистам. Закон об автомобильном транспорте от 17 июля 2017 года и Декрет № 7 регулируют эту сферу по-новому, и одно из главных изменений — отмена лицензирования. С 26 февраля субъекту хозяйствования надлежит лишь уведомить местный исполнительный и распорядительный орган о начале своей деятельности. Дальше можно оказывать услуги без каких-либо ограничений. Отменены путевые листы при осуществлении транспортной деятельности, но обязательные прохождение предрейсового медобследования и контроль техсостояния машины перед выездом на линию по-прежнему актуальны.

    Поскольку услуги такси к социально значимым не относятся, государство тарифы на них не корректирует. Перевозчики вправе устанавливать стоимость поездки самостоятельно. Но Правила автомобильных перевозок пассажиров обязывают водителей информировать клиентов о цене за километр или называть ориентировочную стоимость поездки до ее начала. Правда, некоторые таксисты пытаются разными способами ввести в заблуждение клиентов. И тут, как говорится, ухо следует держать востро.

    Чека  не  будет

    После нововведений на простой вопрос, сколько в Минске служб такси, ответить стало не так просто. Надеясь получить хотя бы приблизительное число, звоню в ГУ «Столичный транспорт и связь». «Такой информацией мы не располагаем. Попробуйте обратиться в администрации районов», — отвечают там. Но и здесь ничего определенного сказать не могут. На сайте «Все такси» нахожу 110 объявлений о таксоперевозках. Правда, среди них новых, недавно открывшихся компаний, которые уже заметны на улицах города, пока не видно. Видимо, число далеко от реальных показателей.

    Из существующих служб такси только половина использует корректное таксомоторное кассовое оборудование, уверяет Константин Королев, владелец «Родного такси».

    — Наличие в автомобиле таксометра — это гарантия, что пассажир заплатит именно за те километры, которые он проехал. Правильное кассовое оборудование перед эксплуатацией проходит предварительное опломбирование. Погрешность таксометра — метр. А вот работа электронного кассового оборудования, которое часто устанавливают на телефон в виде приложения, зависит от мобильной связи. Неполадки со связью – измерение километража становится неправильным, — объясняет тонкости бизнеса отдельных перевозчиков Константин.

    Каждый таксист обязан выдавать чек — гарантию безопасности — пассажиру. Это работает по аналогии с талоном в общественном транспорте. Если при поездке случилась авария, билет защищает права заказчика такси. Кроме того, чек поможет определить, кто прав, если водитель в конце пути вдруг резко повышает цену за поездку. Как ни посмотри, небольшой клочок бумаги может стать настоящим спасательным жилетом для пассажира.

    Крепче за баранку держись

    Как ни странно, но одна из главных проблем таксобизнеса, которая начала выплывать накануне II Европейских игр-2019, – нехватка кадров. На дефицит опытных водителей жалуются все без исключения сервисы. Даже интернет-такси столкнулись с этой проблемой лицом к лицу. Взять, к примеру «Яндекс-такси» и Uber (недавно эти компании объединились). Клиентов у них всегда было достаточно: низкие цены, комфортные машины, онлайн-заказы. Но оказывается, что временами агрегатор получает гораздо больше заказов, чем реально могут обслужить его водители. В такой ситуации страдает клиент…

    — Недавно я опоздал на самолет из-за нерадивого таксиста. Заказал машину до аэропорта. Времени было достаточно. На карте через навигацию в приложении Uber отслеживал автомобиль. Но в какой-то момент водитель развернулся и поехал в противоположном от меня направлении. Позвонил, спросил, что произошло. Оказывается, таксист взял заказ, не выполнив предыдущий, и сейчас везет другого пассажира, — жалуется Юрий Петрович. По его словам, такие ситуации с таксосервисами, работающими через интернет-приложения, — ныне далеко не редкость.

    В службе «Родное такси» заявляют: к II Европейским играм они готовы. Но с оговоркой: не хватает толковых водителей.

    — Мы тщательно отбираем таксистов. Не все подходят под требования. Жалко, что из-за этого простаивают укомплектованные машины, — сожалеет Константин Королев.

    Готовность остальных служб такси проверяем по коротким номерам.

    — Людей у нас хватает, пока ничего менять не планируем, — коротко и ясно отвечают в компании «Метро 24».

    — Сотрудников хватает, но если будут желающие прийти к нам поработать, мы не откажемся, — поясняет на том конце провода администратор службы «Такси 152».

    С привычными такси в целом все понятно, а как насчет трансферов из аэропорта?

    — По опыту ЧМ-2014 по хоккею могу сказать: самое главное – класс машины, знание английского языка и наличие платежного терминала. Европейцы предпочитают рассчитываться банковской картой. Так что я уже подготовился. Из аэропорта и обратно довезу с ветерком! – обещает ИП Андрей Мартинчик.

    Сейчас службы такси находятся не в идеальном состоянии. Юрий Важник и Константин Королев указывают на лишнюю экономическую свободу в работе таксистов. Часто водитель не несет должной ответственности за происходящее в машине или на дороге во время поездки. Решить проблемы может грамотное регулирование деятельности таксистов городским оператором. Он определит правила и установит предельные тарифы. В идеале, чтобы наш спортивный праздник мы встречали так же, как, к примеру, российские города встречали ЧМ-2018 по футболу.


    ЦИФРА

    По информации транспортной инспекции, в столице и Минской области на начало года зарегистрированы 4,7 тыс. лицензиатов, осуществляющих перевозки автомобилями такси. Из них 4,1 тыс. — ИП, 643 — юрлица.

    Наталья ТЫЧКО

    Рэспубліка
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)