23 Марта, 2019 Суббота

Новая орбита городов–спутников

  • 20 декабря 2018 Общество Русский 0

    Близость к столице, развитая социальная инфраструктура, хорошее транспортное сообщение, наличие рабочих мест и, что самое главное, — жилье гораздо дешевле, чем в Минске. Так на рекламных проспектах рассказывают о жизни в городах–спутниках. У столицы их шесть — Дзержинск, Фаниполь, Заславль, Логойск, Руденск и Смолевичи. Свой спутник у Бреста — Жабинка. Скидель — у Гродно. Но, несмотря на то что госпрограмма по развитию этих сателлитов действует с 2014 года, минчане, да и те люди, которые хотели бы жить поближе к областным центрам, не спешат приземлиться на их орбиту. Почему так происходит и какое будущее у масштабного проекта? Об этом шла речь в очередном выпуске проекта Агентства теленовостей «На контроле Президента».

    Смолевичи


    Город Смолевичи в 30 километрах от Минска. Население — около 16 тысяч человек. В перспективе ожидается в два раза больше. На окраине города рядом с живописным озером через год должен вырасти новый микрорайон Юго–запад. В реальности это 60 гектаров поля с крутыми холмами. Здесь планируют возвести 11 современных высоток. Пока их всего три. Одна из них на стадии сдачи. Но уже сейчас школы и детские сады переполнены. По словам директора 2–й школы Игоря Юшкевича, ежегодно в его учебном заведении добавляется на одну параллель первых классов. И сегодня здесь обучаются более семи с половиной сотен школьников, что уже на четверть превышает проектную мощность учебного заведения.

    Некоторых совсем маленьких жителей новостроек их родители вынуждены возить в детский сад в соседнюю деревню или Минск. В ближайшее время ситуация с учебными заведениями в городе должна поменяться, уверяет заместитель председателя райисполкома Николай Парамонов:

    — На сегодняшний день мы спроектировали в микрорайоне школу на 720 мест и еще один сад на 230 мест, который позволит нам снять нагрузку с существующих садиков. Строительство планируется начать в следующем году. Надеемся при полном финансировании к 1 сентября 2020 года принять детей.

    Что же касается строительства жилья, то к существующим трем домам максимум добавится еще три в следующем году. Итого 6 высоток, но никак не 11, как изначально планировалось.

    Самая большая транспортная проблема Смолевичей — железная дорога. Рельсы разрезают город пополам. А учитывая то, что это московское направление, — движение поездов плотное. Поэтому ежедневно автомобилисты простаивают в очереди перед закрытым шлагбаумом. Решить проблему планируют строительством нового путепровода. Правда, когда начнется возведение развязки, непонятно.

    Местные власти все списывают на недостаток финансирования.

     

    Президент не раз акцентировал внимание:

    — Предприятия надо строить в городах–спутниках. Зачем строить в Минске жилье, чтобы люди ездили из Минска в Смолевичи работать? Развивайте Смолевичи. Стройте там хороший уютный средний город. Люди должны ехать за работой, а не работа должна идти за людьми. Так развивается вся Западная Европа и цивилизованные передовые страны.


    Руденск


    Руденск меньше всех соответствует статусу города–спутника. И в первую очередь потому, что данный населенный пункт — поселок городского типа. Впрочем, этот факт никак не мешает создать здесь промышленный кластер. Хорошо развитая транспортная инфраструктура, уже существует ряд крупных промышленных предприятий. А в скором времени здесь появится национальная биотехнологическая корпорация, где планируют трудоустроить не менее тысячи человек.

    Новый город постепенно образуется за счет слияния трех населенных пунктов — самого Руденска, поселков Свислочь и Дружный. К слову, именно Дружный станет жилым центром спутника. Здесь уже строится жилье. Но в основном для жителей Пуховичского района. Жительница поселка Инна Бойко из тех, кто после окончания вуза не стала искать счастья в столице и вернулась в родной поселок. Здесь же с мужем построила квартиру. Говорит, пока ребенок здоров — она самая счастливая женщина. Но детям свойственно болеть.

    — Возим в столицу ребенка к специалистам, потому что у нас врачей не хватает. Стабильно каждый месяц нужно везти его в Минск, — рассказывает молодая мама.

    Не хватает здесь и обещанного жилья для желающих. По бумагам в 2020 году в городе–спутнике планируют построить почти 370 тысяч квадратных метров. Однако сегодня едва возвели десятую часть.

    Силами местного бюджета одномоментно возвести такое количество жилья и создать необходимую инфраструктуру практически нереально, утверждает главный архитектор Пуховичского района Татьяна Селивончик:

    — При формировании планов речь шла, что здесь будут и республиканские деньги, и деньги Мингорисполкома. На данный момент денег этих нет. Значит, и интереса к нам пока нет.

     

    Заславль


    Находится в 26 километрах от столицы. Сегодня здесь проживают около 15 тысяч человек. К 2030–му население должно увеличиться почти на 10 тысяч жителей. Добраться из Заславля в Минск и обратно не проблема. И даже есть выбор на чем — электричка, автобус или маршрутка. А вот передвижение внутри городка достаточно проблематично. Автобусных маршрутов здесь всего три, да и этот транспорт ходит нечасто. Так что если опоздал на один рейс, то следующего можно прождать час, а то и более.

    В перспективе рассматривают не только возможность обновления подвижного состава, но и открытие дополнительного маршрута, который свяжет Заславль с пригородом.

    На протяжении 20 лет в Заславле ждут и новую больницу. До сих пор в городе два терапевтических отделения. Это здания дореволюционной постройки. Плюс поликлиника. Расположены все они на расстоянии 2 километров друг от друга. Что, естественно, вызывает неудобства не только для больных, но и для медперсонала.

    Впрочем, куда серьезнее выглядит проблема с качественным водоснабжением. Директор водоканала Минского района Дмитрий Дрозд проблему не замалчивает. Говорит, воду из скважин они подают с допустимым уровнем содержания в ней железа:

    — Дальше, двигаясь по системе водоснабжения, а в Заславле 70 километров сетей, вода набирает железо, которое содержится в трубах в виде отложений. Только методом интенсивной пневмопромывки можно его вымыть. Строительство станции обезжелезивания позволит нам задействовать весь резерв скважин, чтобы они не простаивали.

    Дзержинск


    38 километров от Минска. 26 тысяч жителей. В перспективе население может увеличиться почти вдвое. Несмотря на то что строительство жилья отстает от намеченных планов, среди сателлитов этот город продвинулся значительнее всех. Только в этом году жилая площадь спутника увеличилась на 15 тысяч квадратов, что составляет более 60 процентов от запланированного.

    Фаниполь


    Ближе всех расположен к столице — 22 километра. Население — около 14 тысяч. Многие жители работают на заводе по выпуску электричек. Но и здесь, несмотря на активную застройку, социальная инфраструктура отстает.

    Логойск


    В концепции о городах–спутниках ему отводится роль спортивно–туристического центра. Этому способствует живописный холмистый ландшафт прилегающих территорий, наличие двух горнолыжных курортов и хорошие экологические условия. И несмотря на то что развивать Логойск планируют после 2025 года, очередь до него может попросту не успеть дойти. Причина в том, что гор– и облисполком до сих пор не могут решить, кто же должен больше участвовать в финансировании городов–спутников.

    — Основной идеей создания городов–спутников является решение жилищной проблемы минчан. Соответственно кто, как не город Минск, должен вкладывать деньги в решение жилищных вопросов своих граждан. Поэтому логично, что львиная доля бюджета для развития городов–спутников должна быть направлена из Минска, — приводит свои доводы заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Вадим Николаенко.

    Но с таким подходом кардинально не согласен главный архитектор Минска Павел Лучинович:

    — Все шесть городов–спутников находятся на территории области. И нормативная база говорит о том, что городские заказчики не могут осваивать эти земли. Город всячески готов участвовать и содействовать в развитии и сетей, и жилищного строительства. Основной вопрос — в определении заказчика.

    Скидель


    Споров, кто должен развивать этот город, не возникает. Единственный спутник Гродно расположился в 30 километрах от областного центра. Но пока генеральный план сателлита так и остается в бумажном варианте. Единственное, что хоть как–то указывает на особый статус населенного пункта, это новый микрорайон многоэтажек. Но и здесь не все так гладко. В этом году планировалось ввести в строй 12 тысяч квадратных метров жилья, но осилили чуть больше половины. Строительство двух новых детских садов так и не началось, а старые дошкольные учреждения переполнены.

    — Город растет, молодежи очень много. В основном обращаются люди в Гродно. Взять ту же водительскую комиссию. Ее пройти — это неделя. У нас специалистов нет, — сетует жительница Скиделя Татьяна Череда.

    Пожалуй, единственные, кто пока в плюсе от нового статуса Скиделя, это ученики и педагоги местной школы. В учебном заведении не хватало мест, а начальная школа находилась вообще в другом здании. Благодаря неоднократным рекомендациям госконтроля деньги все–таки были выделены — и сегодня ведется строительство нового корпуса.


    Жабинка

    Этот спутник Бреста пока отстает от общего ритма. Город расположился в 30 километрах от областного центра. Планы увеличить население с 13 тысяч до 22 через 6 лет — дело времени.

    Специалисты констатируют: сегодня назрел тот самый момент, когда необходимо корректировать программу по развитию городов–спутников. Создавать в малых городах инфраструктуру, комфортную среду для жизни и тем самым делать их привлекательными для людей. Пока же проблема сведена к примитивной перепасовке проблем, словно мяча, между столичной мэрией и Минским облисполкомом.

    Новые микрорайоны сами по себе завтра на орбитах спутников не вырастут. Однако если сегодня не обращать внимания на рост Минска, то уже к концу следующего десятилетия над столицей может нависнуть транспортный и экологический коллапс. И один из самых чистых городов Европы попросту застрянет в пробках.

    Поэтому надо действовать. Тем более что у всех градостроителей есть мануал, где прописан каждый шаг: что должен сделать каждый чиновник, чтобы бумажные планы наконец–то стали обретать архитектурные формы.



    СБ. Беларусь сегодня
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)