Мастерство водителя выражается не способностью удерживать авто под контролем на огромной скорости. И не умением маневрировать, входя в опасные и крутые повороты. Самые лучшие водители — это те, кто способен филигранно провести свое транспортное средство к цели, не повредив при этом лишь бы как припаркованные во дворах автомобили. Сотрудники УП «Спецкоммунавтотранс» утверждают: им часто приходится проводить операции, по точности сопоставимые со стыковкой космических аппаратов. Почему порой контейнеры у жилых домов стоят наполненными по 4—5 дней, а мусоровоз похож на марсоход и чем пахнет в салоне автомобиля, в кузове которого спрессованы тонны мусора? Корреспондент «Р» узнала ответы на эти вопросы, проехав с коммунальщиками по минским дворам.
Поверх бордюров
Вычищать мусорные баки мы начали с улицы Великоморской в Ленинском районе Минска. Посреди рабочей недели в 10 утра во дворе совсем немного машин. Но и они заметно затруднили работу водителю мусоровоза. Вот cиний Pegeot небрежно брошен в полуметре от бордюра возле самого поворота.— Посмотрите, стоит красавица! А мне теперь что делать? Придется объезжать, — расстроенно объясняет мне водитель мусоровоза Геннадий Урбан.
Он резко забирает руль влево, и «бочка», как ее называют работники индустрии, мягко вкатывается на бордюр. Признаться, я думала, что внушительный МАЗ этот маневр совершит с большим трудом и пусть и по касательной, но все же легковушку царапнет. Однако этого не произошло. Смотрю туда, где припаркован злосчастный автомобиль. Он остался от мусоровоза на безопасном расстоянии.
— Если бы задел — вызывали бы ГАИ. Составляли бы протокол. Водителю — штраф за парковку в неположенном месте. Мне — предупреждение на работе и лишение премии. Мол, зачем лез, если видел, что не проедешь? А я ведь понимаю: мусор все равно придется забрать. Не сейчас, так следующим рейсом заезжать. А, между прочим, неправильно припаркованная машина может стоять здесь и несколько дней. Вы, кстати, сфотографируйте этот автомобиль! Пусть люди видят, как мы работаем, — просит возмущенный безответственностью местных автомобилистов водитель мусоровоза.
— Если нахожу владельца машины, которая мне мешает подъехать к мусорным бакам, прошу, чтобы отогнал. Он извиняется, но в следующий раз опять упорно делает то же самое — ставит машину на то же самое место. Мы многих таких нарушителей не то что в лицо, а по имени уже знаем, — жалуется Геннадий.
Скорость мусоровоза во дворе от силы километров десять в час. Постоянно звучит сигнал. Тем не менее поездка напоминает путешествие марсохода «Оппортьюнити» по поверхности Красной планеты: он движется к заданной цели, хотя от опасных камней его отделяют считаные сантиметры.
К слову, за прошлый год произошло чуть более 50 дорожных происшествий с участием мусоровозов «Спецкоммунавтотранса». Почти все — во дворах, где большегрузная техника случайно зацепила чей-то личный транспорт, припаркованный здесь: кому-то крыло помяли, кому-то зеркало повредили… В большинстве случаев в ДТП попадали новые водители, которые еще не научились искусно лавировать в узких дворовых проездах между машинами. Но и опытным не всегда под силу избежать нежелательных контактов.
Чистая работа
Мусоровоз, на котором мы с Геннадием забираем мусор по Ленинскому району, боковой загрузки. При таком механизме водитель выходит из кабины к гидравлической панели. Это несколько связанных одним основанием рычагов. С их помощью оператор управляет механической рукой-манипулятором. Его задача — прочно захватить мусорный контейнер и донести до кузова МАЗа. Внутри его мусор хорошенько прессуется. Обычно движение плиты начинается со стороны кабины.
Геннадий подъезжает к очередному заполненному отходами баку. Механическая рука поднимает контейнер высоко вверх. Я начинаю переживать за припаркованную недалеко от мусоровоза машину. Манипулятор ведь может ненароком и выронить мусорный бак, и тогда автомобиль непременно пострадает. Кстати, если такое произойдет, владельцу полагается страховка, но даже при таких обстоятельствах без скандала дело вряд ли обойдется.
Сейчас парк мусоровозов «Спецкоммунавтотранса» переводят на новые автомобили с задней загрузкой. Такие машины способны вместить в свое нутро 70 кубометров отходов, в то время как «младшие» модели берут на борт значительно меньше. Приятный бонус — безопасность задней загрузки. В таком типе мусоровозов контейнер точно не опрокинется с высоты. К тому же заднезагрузочные машины не просыпают мусор, когда забирают полный бак с отходами. Поэтому водителю не приходится каждый раз брать в руки веник и совок, чтобы убрать с асфальта просыпавшийся мусор. А еще благодаря большой вместительности машины с задней загрузкой количество рейсов сокращается, что экономит топливо.
КОМПЕТЕНТНО
Иван ЦУКАНОВ, начальник отдела эксплуатации УП «Спецкоммунавтотранс»:
— Все мусоровозы нашего предприятия оснащены камерами заднего вида, оборудованы проблесковыми маячками. Однако полностью решить проблему это не позволяет, поскольку многие дворы переполнены личным транспортом жителей, припаркованным с нарушением правил.
На предприятии у нас работают 106 водителей, в их распоряжении 101 мусоровоз. Но планы на развитие, конечно, есть: приобрести парочку новых мусоровозов и кузовов для переоборудования машин под заднюю загрузку.
Наталья ТЫЧКО.
ntsh97@gmail.com
Фото автора.
Комментарии (0)