29 Марта, 2024 Пятница

Любовь Земная

  • 12 апреля 2019 Общество 0

    В преддверии праздника телефоны космонавтов разрываются: все хотят их поздравить, позвать на то или иное мероприятие, взять интервью. А как же их милые дамы? Они ведь тоже достойны того, чтобы их поздравили! Согласитесь, во многом благодаря этим женщинам их мужчины смогли добиться своих целей. Жены космонавтов рассказали корреспонденту «Р» о своих буднях. 

    «Он увидел меня из окна»


    Юлия НОВИЦКАЯ — имя известное в космонавтике. Она журналистка, которая в первый полет мужа на МКС решила писать дневник, блог о том, как живет семья космонавта. Дневник превратился в книгу, а после второго полета родилась и еще одна. Через такой подход, женский взгляд возрос и общественный интерес к пилотируемой космонавтике. А начиналось все в декабре 1994 года. 
     Юлия и Олег НОВИЦКИЕ в браке почти 24 года. Кстати, свадьбу свою сыграли в белорусском Червене. У них две дочки — Яна и Рита. 

    …Воронежская область, город Борисоглебск. Пятикурсница филологического факультета пединститута Юля Андреева зашла по обычаю в библиотеку Дома офицеров за литературой. Хрупкая брюнетка и стопки книг в ее руках привлекли внимание Олега Новицкого, слушателя учебного авиационного центра подготовки летного состава имени В.П. Чкалова. Девушку увидел, глядя в перерыве между занятиями в окно учебно-летного отдела. 

    — Как он рассказывал потом, его первая мысль была: «Она хоть успевает это все читать?!» — смеется Юлия. — Вместе с ребятами он стал выяснять, где могу жить, чтобы узнать номер телефона. Нашли, позвонил. Так и познакомились. Теперь в шутку говорю, что чтение также полезно для того, чтобы найти будущего мужа. В июле мы сыграли свадьбу в белорусском Червене. Спустя полтора года, в 1996-м, в городе Буденновске, где Олег Новицкий служил в авиаполку, у нас родилась дочка Янка. 

    Никто не предполагал, что военный летчик Олег решит стать космонавтом и жизнь семьи переменится.

    — Для нас космонавтика была как нечто с другой планеты. Когда в 2006 году объявили набор в отряд космонавтов, муж сказал: «Где я, а где космос? Кто меня туда возьмет?» 

    А позднее подал рапорт, сказав, что это будет хорошей историей для внуков. Мол, ваш дедушка не смог стать космонавтом, но попытался. А когда Олег прошел отбор, мы с ним были несказанно удивлены! Он ведь с детства мечтал стать военным летчиком. Оказалось, что мечта стала ступенью к еще большему прорыву, — рассуждает Юлия. 

    С первых минут в Звездном городке, куда они перебрались, Юлия будто попала в другой мир. Те, о ком она читала в книжках, газетах, кого видела по телевизору, вдруг стали ее соседями, друзьями. Только в ее подъезде жили семь космонавтов! 

     — Мне было странно, что история страны, мира тесно переплелась с историей моей семьи, — Юлия будто окунается в те ощущения. — Кстати, спустя три недели после переезда Олег нашел мне работу, заметил объявление «Требуется журналист в городскую газету», сорвал и принес со словами: «Держи, я сделал тебя счастливой на всю оставшуюся жизнь».

    Олег знал, что Юлия с детства мечтала стать журналистом, но до того момента не складывалось. Ее приняли. 

    — Только спустя год написала статью на космическую тематику. И под псевдонимом, — немало удивляет последним фактом Юлия. — Мне было важно, чтобы восприняли не как жену космонавта Новицкого, а как журналиста, умеющего писать. 

    Кстати, Олег Новицкий не давал ей расслабляться и в работе. Как-то понадобился номер телефона космонавта Сергея Волкова, который был соседом по подъезду. Но Юлия хотела договориться об интервью не как соседка, а как журналист. Олег номер телефона не дал: «Ты же журналист! Сама найди». Нашла. Это было дело принципа. 

    — Юлия, можно сказать, что также и благодаря вам Олег Новицкий стал космонавтом? — задаю каверзный вопрос. Она дает четкий ответ:

    — Возможно, жены и хотели бы сказать, что часть успеха наша, но уверена, что тот мужчина, которого нужно толкать, никогда не станет профессионалом с большой буквы. Если же он имеет цель и идет к ней, то женщина рядом может лишь поддерживать и помогать. Все понимают, что космонавтика — это не простые слова «полетел-приземлился», это не парадная жизнь. Вообще не факт, что муж полетит. По статистике, только треть прошедших отбор полетели! Все это риски, испытания для всей семьи, друзей. 

     «Привет, любимочка жена!»


    Анна МАЛИХОВА, жена космонавта Олега Артемьева, также в какой-то степени белоруска — родилась в Барановичах, где прожила до 8 лет. Папу перевели в Центр подготовки космонавтов, семья обосновалась в гарнизоне Чкаловском в России. 
     Анна МАЛИХОВА и Олег АРТЕМЬЕВ, а также их дети Савелий и Анфиса — частые гости Беларуси: родители космонавта живут в Витебске. К слову, Анна родилась в Барановичах.

    — Папа был начальником парашютно-десантной и поисково-спасательной службы, руководил специальной парашютной подготовкой космонавтов в ЦПК. Мама — укладчиком парашютов, обучала этому кандидатов в космонавты. Так как меня не с кем было оставить, часто брали с собой в командировки. И несмотря на то что их работа была частью моего детства, я всего 2 раза прыгала с парашютом, — по телефону милый голос Анны повествует о том, как все начиналось в ее космической жизни. — Училась я в вузе по специальности «Экспертиза товаров в области стандартизации, сертификации и управления качеством». Когда познакомилась с Олегом, работала в договорном отделе компании «АвтоВАЗ». 

    Знакомство произошло случайно в 2003 году под Тамбовом. Студентка Аня после сессии приехала к родителям, которые обучали кандидатов в космонавты. Там как раз проходил подготовку будущий космонавт. Познакомились, общались в одной компании, встречались на праздниках и официальных мероприятиях... Первое свидание состоялось лишь спустя 3 года! 

    — Муж говорит, что у него была любовь с первого взгляда, — то, что Анна не может сдержать улыбку, чувствуется даже на расстоянии. — Говорит, долго и упорно шел к своей цели.

    Анна понимала, что он свое будущее связывает только с космосом. Зная с детства, какой тернистый путь в такой профессии, все же решилась стать частью его мира, делить с ним бесконечные экзамены, а их у него уже было порядка 150, командировки. Как и другие жены космонавтов, весь быт, детей взяла на себя: 

    — Даже если напрямую не занимаешься работой в области космонавтики, вольно или невольно, а увлекаешься этой темой, становишься причастной ко всему, чем он занимается. Это нужно также для того, чтобы поддерживать и помогать. Со своей стороны Олег всегда жалеет меня и какие-то моменты опускает, чтобы не переживала. До приезда на Байконур перед первым его полетом это получалось.

    — Как-то был момент, когда и у меня, и у Олега проступили слезы на Байконуре. По традиции перед первым полетом собрали весь экипаж, руководство и жен, чтобы сказать напутственные слова. После семьям дали минутку уединения, чтобы попрощаться. Это был настолько трогательный момент… — Анна и сейчас еле сдерживает дрожь в голосе. — Отпускаешь с надеждой, что все будет хорошо, но безумно тревожно и страшно. 

    Еще сложнее были выходы в открытый космос, которые для Олега как глоток воздуха. Для Анны же это самые волнительные часы. 

    — Помню, как Олег в видеовстречах сетовал, что не успевает что-то сделать перед выходом. Волновалась: как так? И тут мы видим его вне МКС, а на скафандре у него наклейки: «Спасибо всем, кто поддерживает нас на Земле!» и «Привет, любимочка жена!». Это было так приятно и трогательно! 

    Были, конечно, и не такие милые моменты. Во время полета происходили нештатные ситуации на станции, продление продолжительности пребывания на МКС, которые вызывали немало переживаний, в том числе и у старшего сына Савелия. Дочке Анфисе всего полгода, а папа улетел на орбиту. Сеансы видеосвязи, во время которых Олег играл с Савелием в шахматы, телефонные звонки Анне, и у девочки появилась ассоциация: если кто-то звонит — это папа. И да, первое слово малышки было не мама.

    — Папа! Даже немного обидно, — шутит Анна. Она, к слову, теперь также работает в ЦПК в составе летной службы, занимается административной работой. — Но это все ничего. Главное, что в его работе, а также у нас дома все в порядке. 

    «Я его слышу,  а он даже не подозревает»


    Лилия КЛИМУК, жена первого белорусского космонавта Петра Климука, познакомилась с будущим мужем случайно около входа в кинотеатр в поселке Чкаловском, куда он с другом приехал из Звездного городка. 
     Лилия и Петр КЛИМУК воспитали сына Михаила, который стал военным атташе.

    — Я родилась в Екатеринбурге, но потом мы переехали в Чкаловский. Мой папа здесь испытывал авиационное топливо. Несмотря на то что папа, дедушка были военными, я решила поступать в технологический институт на прикладное искусство. Но что-то не получилось с рисунком, меня подхватили подружки: «Пошли с нами в техникум учиться на провизора!» Я и пошла. Когда познакомились с Петром Ильичом, уже окончила его и работала в аптеке, — вспоминает Лилия Владимировна. Кстати, любовь к прекрасному и творчеству у нее никуда не испарилась. Сейчас она активно занимается дизайном своего сада, в чем ей помогает и Петр Ильич. 

    — Когда познакомились, после — поженились, он уже был в отряде космонавтов, но полетов у него еще не было. Я тогда училась в 1-м Московском государственном медуниверситете имени И.М. Сеченова, и никто даже не знал, что мой муж — космонавт. А зачем буду афишировать? Училась под девичьей фамилией, — окунается в прошлое она. 

    Узнали все только тогда, когда Петр Ильич возвращался из первого полета в космос. Дело в том, что именно на тот день, когда нужно было его встречать, ей поставили защиту диплома. Пришлось сознаваться. Спрашиваю о серьезном: трудно было отпускать мужа в такой дальний полет? 

    — О том, что он полетит, узнала буквально за день. Петр Ильич тогда был дублером. Но комиссия постановила отправить дублеров, а основной экипаж сделать дублирующим. Естественно, живя в городке, зная, что были всякие случаи в космонавтике, ощущения испытывала равноценные тому, как проводить мужа на фронт. Вернется он оттуда или нет?..

    Лилия Владимировна уверяет, что ее природная стойкость и выдержанность не позволили раскиснуть. Мужа поддержала, понимая, что он так долго к этому готовился, для него это жизнь, мечта. Какие могут быть горевания и слезы! Надо лететь! Она продолжает:

    — Тогда связи, как сейчас, не было. Мы даже не могли с ним словечком обменяться. Уже в его второй полет я работала в отделе систем жизнеобеспечения ЦПК и могла бегать на каждый сеанс связи, чтобы послушать родной голос. С ним могли разговаривать только сотрудники ЦУПа. Представьте: я его слышу, а он даже не подозревает. 

    Как все эти стрессы, нагрузку перенесла Лилия Владимировна? Говорит — молодость. Потом добавляет:

    — Да я и сейчас все успеваю. Тогда была задача и сына растить, который сейчас наша гордость, — Михаил более 24 лет работает военным атташе. Возможно, если бы замужем за космонавтом не была, работала бы в Москве в ботаническом саду, диссертацию бы защитила, а поскольку он тренировался, готовился, я должна была быть рядом. 

    Работа в ЦПК у Лилии Владимировны также была интересной. В частности, ее отдел занимался подготовкой питания для космонавтов:  изучали, что они предпочитают, составляли нужную документацию, делали заказы на заводе. Так что все вкусы космонавтики она знает лучше всех. 

    Инженер-испытатель

     Владимир и Нина КОВАЛЕНОК на фото с дочкой Инессой. Семья также воспитала сына Владимира. 
    Увы, Нина Васильевна Коваленок, жена Владимира Васильевича Коваленка, ушла из жизни в 2015 году. Ее вклад не только в семью — с мужем они воспитали двух замечательных детей Инессу и Владимира, — но и в космонавтику велик. Она была не только организатором подготовки космонавтов, но и инженером-испытателем. На сайте «Космический мемориал» написано, что родилась она в городе Иваново. Окончила электромеханический техникум в городе Шуе Ивановской области, работала мастером электроцеха на заводе. Позднее поступила в Ивановский энергетический институт и после окончания работала инженером. После знакомства с Владимиром Васильевичем, которого в 1967 году отобрали в отряд ЦПК, переехала с ним в Звездный городок. Нина Васильевна также работала в ЦПК в должности инженера-испытателя, после — главным оператором и старшим инженером отдела центрифуг и динамических тренажеров. В качестве главного оператора центрифуги ЦФ-7 принимала участие в медицинских исследованиях и подготовке космонавтов к полетам. Она как никто другой знала, какой тяжелый путь космонавта. Ее труд, любовь и поддержка мужа подарили нам еще одну космическую историю…
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)