28 Марта, 2024 Четверг

Место действия

  • 18 января 2018 Спорт Русский 0

    На каком этапе находится реконструкция главного стадиона города?

    С чего начиналось

    Спортивный объект с таким названием и на этом же месте был открыт еще в 1934 году, он был деревянным и вмещал 10 тысяч человек. Спустя 5 лет пережил реконструкцию, став значительно вместительнее. Во время Великой Отечественной, как и большинство построек города, стадион был разрушен. Вместо него в 1947-1954 годах возвели новую арену с иной планировкой. Ее трибуны, одна из которых для удешевления расположилась на естественном склоне, вмещали 35 тысяч человек. Тогда появились знаменитая входная аркада со стороны улицы Кирова и сквер, в котором по первоначальному замыслу предполагалось даже разместить небольшое искусственное озерцо и аллею со скульптурами.

    К Олимпийским играм 1980 года стадион подвергся существенной модернизации. Трибуны перестроили и закольцевали, со стороны улицы Кирова сделали козырек со вторым ярусом зрительских мест. В результате «Динамо» стало вмещать 50 тысяч зрителей. Появились ложа для прессы и телевидения, комментаторские кабины, помещение для допинг-контроля, бар, кабины для международной телефонной связи и электронное табло. Были установлены большие осветительные мачты с мощными прожекторами, чаша олимпийского огня. Внешний облик того «Динамо» и сохранялся до недавних пор.

    Справка «ВМ»

    Проект реконструкции подготовлен специалистами УП «Минскпроект» (главный архитектор Александр Елисеев), генподрядчик — ОАО «Стройтрест № 1».

    Веяния времени

    Рукотворные предметы или постройки, как и живые организмы, переживают периоды юности, зрелости, а затем и возрастных перемен. А потому нуж­даются в обновлении. Вот и для «Динамо» в новом веке пришла пора трансформаций. Было решено модернизировать стадион, сделав его максимально удобным для зрителей, универсальным и функциональным для спортсменов, надежным с технической точки зрения, а также эстетичным. Именно поэтому у арены должны появиться навес над трибунами, VIP-зона, подземные уровни, где разместятся не только служебные помещения, но и довольно вместительная парковка. Фактически на прежнем мес­те возникнет новый красавец «Динамо», правда, с сохранившейся привычной для горожан галереей со стороны улицы Ульяновской и, конечно, с исторической входной аркадой со стороны улицы Кирова.

    Факт

    Витражное остекление западной трибуны, завершение монтажа кровли и осветительных мачт, ­обустройство спортивного ядра — это основные работы, которые еще необходимо выполнить на стадионе.

    Этапы обновления

    Реконструкция стартовала три года назад, в начале 2015-го.

    За это время автору этих строк довелось несколько раз побывать на объекте. А поэтому можно составить небольшую хронику того, что происходило на площадке.

    Май 2015-го. На бывшем футбольном поле лежат горы щебня, а половины трибун уже не существует — идет демонтаж, во время которого предстоит разобрать примерно 40 тысяч кубометров железобетонных конструкций. Бетонные глыбы тут же на месте перерабатываются: в дробильном комплексе они превращаются в щебень, магнитный сепаратор отделяет металл, далее щебень сортируется на фракции. Готовый продукт можно использовать повторно на строительных объектах.

    Апрель 2016-го. Вместо осветительных мачт над стадионом возвышаются башенные краны. С верхней площадки «Динамо» со стороны улицы Кирова открывается самая лучшая панорама на всю арену. Картина впечатляет: работа идет одновременно в разных точках, параллельно протекают многие технологические процессы. На месте будущих западной и восточной трибун идут монолитные работы — обустраи­ваются подземные уровни объекта, где разместятся служебные помещения. А в южной и северной частях стадиона уже возведены основные конструкции для трибун, напоминающие наклонные плоскости. На них позже установят металлические направляющие, затем закрепят сборные железобетонные ступени, а сверху — зрительские кресла.

    Идут работы и рядом с основной ареной, где расположится разминочное поле. Различаются его контуры, ограниченные буронабивными сваями, которые понадобилось сделать из-за перепада рельефа и для сохранения существующих инженерных сетей и сквера.

    Это лишь видимая часть сделанного, за кадром остались другие сложные процессы: вынос инженерных сетей, усиление фрагментов сохраняемых конструкций, устройство свайной стены, которая позволила вести работы на глубине без устройства традиционного широкого котлована.

    Февраль 2017-го. Со стороны улицы Кирова, где в прошлом году шли работы на подземном уровне, выросла главная трибуна, на которой разместится вся инфраструктура с зонами для спортсменов, представителей СМИ и VIP-гостей. А если пройти дальше, по­падешь внутрь арены. Весь стадион перед тобой: на поле пока лежат строительные материалы, зато вокруг уже четко видны конструкции трибун. А на небольшом участке над ними даже смонтированы опоры для будущего навеса.

    В подтрибунных помещениях приступили к отделочным работам. Немало потрудились и реставраторы: укрепили конструкции обходной галереи, заделали трещины, привели в порядок входную аркаду. Ближе к финишу строительства останется лишь покрасить эти элементы. Сейчас специалисты занимаются реставрацией металлической ограды вокруг стадиона.

    Как есть

    На стадионе в пиковые периоды были задействованы больше 1 000 человек, до 70 единиц техники, 9 башенных кранов. Завершить работы планируется к июню нынешнего года.

    Январь 2018-го. За прошедший год над трибунами стадиона выросли металлические конструкции навеса, на которые теперь монтируется кровля из специальных алюминиевых панелей.

    Первоначально планировалось сдать объект к концу 2017 года, однако не успели. Из графика выбились в основном из-за того, что особая конфигурация кровли оказалась твердым орешком при разработке чертежей и изготовлении металлических ферм, а в последующем — при их монтаже. Чтобы сделать каркас для навеса, пришлось в ближнем зарубежье заказывать нужный металлопрокат, поскольку в Беларуси такой не выпускается. Из него на Молодечненском заводе металлоконструкций изготовили нужные изделия. Процесс производства и монтажа оказался непростым, как следствие — отставание на шесть месяцев.

    — Сейчас на половине кровли (со стороны улицы Ульяновской) уже смонтированы алюминиевые панели, осталось лишь выполнить вставки, которые по технологии изготавливаются после фактических замеров и монтируются в последнюю очередь. Основные же панели изготавливаются по 3D-модели, — поясняет начальник стройки Александр Лащ. — На второй половине кровли еще ведутся работы по устройству подосновы.

    Параллельно идет витражное остекление западной трибуны со стороны улицы Кирова. Это главный вход нового «Динамо». Интересуемся, что за большие колонны видны неподалеку по обе стороны от центральной аллеи. Оказывается, это вентиляционные шахты. Для придания эстетического вида их облицовывают специальными панелями с рисунками на спортивную тематику.

    — Также монтируем мачты ­освещения, — продолжает собеседник. — Всего их четыре, одна практически готова, еще две в работе. Каждая такая конструкция совсем не простая: вес 120 т, высота 68 м, ломаный профиль (резкий изгиб на определенной линии. — Прим. авт.), конусообразная форма из металла разной толщины. Лишь одно предприятие в республике взялось их изготовить — Могилевский завод технологических конструкций, да и в Европе всего несколько претендентов могли выполнить такой заказ. Монтаж также непрост. В связи со стесненностью площадки для него задействовали мощный кран грузоподъемностью 500 т, который стоит внутри поля, но ведет монтаж снаружи арены, то есть работает через конструкцию кровли.

    Заходим внутрь стадиона. На двух трибунах уже установлены сиденья. Они разноцветные — так задумано по проекту. Отделочные работы во всех помещениях нижних уровней практически завершены, как и основная часть благоустройства вокруг «Динамо».

    В течение месяца башенные краны уберут с арены и приступят к ее обустройству. Предстоит сделать основание под беговые дорожки, смонтировать системы подогрева поля, хрономет­ража и фотофиксации, уложить газон и синтетическое покрытие.

    Интересуемся у начальника стройки, что было самым сложным за весь период.

    — На первоначальном этапе — демонтаж конструкций, имеющих элементы усиления, позже — устройство опорного кольца навеса. Его необходимо было вписать в сохраняе­мые стены, которые являются историко-культурной ценностью, — рассказывает Александр Лащ. — Объект в целом признан сложным. Параллельное проектирование и строительство добавляют немало неожиданных моментов в и без того непростой процесс: периодически приходится вносить корректировки, искать решения, приемлемые для всех участников.

    Автор: Ольга ЖАРИНАВечерний Минск
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)