29 Марта, 2024 Пятница

Что делать с теми, кого может остановить на трассе только пистолет Макарова

  • 29 июня 2017 Общество Русский 0

    Чтобы задержать нарушителей, инспекторам ГАИ приходится рисковать своей жизнью в опасных погонях и стрелять по машинам. При этом пьяные водители ведут себя, как будто герои компьютерных игр. Корреспондент «Р» разбирался, что провоцирует их на «подвиги» и стоит ли ужесточать наказание?

    Январской ночью экипаж ГАИ патрулировал Советский район Гомеля. Около полуночи внимание привлек ВАЗ-2107, вилявший по дороге зигзагами. Верный признак того, что водитель пьян. Инспекторы включили маячки и через громкоговорящее устройство приказали остановиться. Но «семерка» ускорилась. И началась погоня…

    Прокололся на «Лиане»

    Водитель пролетал светофоры на красный, выезжал на встречку, не снижая скорости даже на переходах и совершая запрещенные обгоны. Инспекторы запросили подкрепление. К погоне присоединились еще пять нарядов ГАИ и  автоэкипаж патрульно-постовой службы.

    С воем сирен и красно-синими всполохами «люстр» кавалькада неслась по улицам. Нарушитель продолжал давить на газ. Каждая секунда могла обернуться ДТП. Инспекторы решили использовать «Лиану». Так называется средство принудительной остановки. По принципу действия это тот же еж, который еще в войну использовали партизаны, устраивая засады на вражеские автоколонны. Точнее, его модернизированная версия в виде широкой металлической полосы с вертикальными шипами. 

    «Лиану» растянули в небольшом проулке. По обе его стороны поставили посты, направляя других водителей в объезд. Нарушителя загнали в ловушку. Однако даже с пробитыми шинами водитель пытался уехать. А после отказывался выходить, намертво вцепившись в руль. Извлекать брыкавшегося «шумахера» пришлось силой. Затем его в наручниках повезли в наркодиспансер. Хотя и без того было видно, что он пьян. 

    В прошлом 42-летний мужчина привлекался к ответственности за нарушение ПДД 50(!) раз. А также был судим за убийство и незаконный оборот наркотиков. Послужной список лихача пополнился сразу на 21 протокол. Правда, лишить водительского удостоверения не удалось. По той причине, что его у него никогда не было. 

    В апреле «боевик» повторился в агрогородке Кольно Житковичского района. Инспекторы преследовали BMW, отъехавший от винно-водочного магазина. Была информация, что водитель уже заправился спиртным. Подозрения подтвердились после того, как он проигнорировал требования об остановке и предупреждения об использовании оружия… 

    Впереди находился ДК, где как раз шла дискотека, и было многолюдно. Инспекторы связались с коллегами, и те перекрыли подъезд служебными автомобилями. Пытаясь прорваться, безумный гонщик повредил две машины и продолжал движение к клубу, у которого толпилась молодежь. Один из милиционеров выстрелил в переднее колесо. «Бумер» замедлил ход, но не остановился. Тогда пришлось бить стекла рукояткой пистолета, открывать дверь и вытаскивать водителя.  

    — Им оказался 20-летний житель райцентра, который привлекался к ответственности более сорока раз, — начальник пресс-службы УГАИ УВД Гомельского облисполкома Ольга Резвякова уточняет подробности. — За превышение скорости гражданин был лишен удостоверения. Причем срок лишения истекал как раз в день инцидента. 

    Вместо возврата водительских прав нарушитель получил новую пачку протоколов и уголовное дело. 

    Он вам не Робокоп


    В кино погони со стрельбой, таранами и спецэффектами — захватывающее зрелище. В реальной жизни — серьезная опасность. И для тех, кто сам ее провоцирует, и для сотрудников ГАИ, и для всех остальных участников дорожного движения. Увы, в последнее время такое происходит регулярно. Только в Гомельской области с начала года инспекторам пришлось четырежды использовать табельное оружие. Не потому, что кому-то вдруг захотелось почувствовать себя Рэмбо. 

    — Порядок применения и использования оружия строго регламентирован статьей 29 закона об органах внутренних дел, — старший инспектор УГАИ УВД Гомельского облисполкома Константин Каребо подчеркивает исключительность меры. — Это обширный свод правил, где четко оговорены ситуации, дающие право и, напротив, запрещающие стрелять. Принимая решение, сотрудник несет полную ответственность за последствия. По каждому случаю проводится служебная проверка. Поверьте, ни один милиционер не будет доставать оружие без крайней необходимости. 

    Ни один закон не способен предусмотреть обстоятельств конкретного случая. К тому же в экстремальной ситуации решения принимаются за секунды. Да и чисто технически стрелять на ходу — задача непростая. Обычно погоня ведется на скорости около 150 км/ч, а то и выше. Даже высунув руку в окно, вы почувствуете, как ее сносит встречным потоком воздуха. Добавьте вес пистолета — 810 граммов, необходимость вести прицельный огонь так, чтобы попасть в колеса. При этом — не задеть водителя или пассажиров. И помнить о собственной безопасности. Самый подготовленный сотрудник — не Робокоп, а живой человек, которого ждут дома. Но в такие моменты он думает лишь о том, как остановить нарушителя. Ведь, оказавшись на оживленной дороге или в населенном пункте, «гонщик» может наделать немало бед. 

    Степень риска зашкаливает. Пять лет назад в Минске двое сотрудников ГАИ, преследуя лихача, едва не погибли. Их «Лада» врезалась в столб. Водитель получил серьезные травмы. Второй инспектор остался инвалидом — ему пришлось ампутировать ногу. Того, за кем они гнались, задержали. Им был 36-летний мужчина без водительских прав, с 1,77 промилле алкоголя в крови и судимостью за убийство. 

    Но больше всего поразил исход случая. Инспектор, находившийся за рулем, предстал перед судом. Ему пришлось возмещать ущерб, выплачивать компенсацию напарнику, который проходил по делу потерпевшим. 

    Закон есть закон, но кроме его буквы есть еще принципы человеческой морали и здравого смысла. Очевидно, что главный виновник — тот, кто нетрезвым садится за руль, топит педаль газа и не реагирует на требования об остановке. И отвечать по всей строгости должен он. Вероятно, подумать законодателям есть о чем. 

    А вот о чем думают те, кто все это устраивает, сказать сложно. Впрочем, почти в 100 случаях из 100 «гонщики» пьяны. Искать логику в их поступках подчас бесполезно. 

    Синдром GTA


    В ГАИ отмечают роль, которую сыграло ужесточение ответственности за повторное управление в нетрезвом состоянии. Мера, предусматривающая конфискацию автомобиля, была принята в 2013 году. Количество пьяных за рулем сократилось. Хотя и у этой медали есть другая сторона. Некоторые «повторники» при виде ГАИ полагают, что терять им нечего. Удостоверения они уже давно лишились, а теперь заберут и машину. Вот и пытаются использовать призрачный шанс оторваться от погони. То, что поездка может в принципе стать последней, в расчет не берется. Поведение некоторых напоминает игру GTA, имеющую миллионы фанатов во всем мире. Одна из их любимых фишек — возможность устраивать гонки с безнаказанным сбиванием прохожих, крушением тачек и противостоянием полиции. 

    Вероятно, в бескомпромиссной борьбе с пьянством за рулем еще есть резервы. Провокацию погони, независимо от последствий, логично расценивать не просто как административное правонарушение. А жестко карать в уголовном порядке. Чтобы даже пьяный водитель одумался и воздержался от «прохождения GTA». Таким игрокам на дорогах не место. 

    Автор: Руслан ПролесковскийРэспубліка

Комментарии (0)