01 Мая, 2024 Среда

Белорусские ворота Шелкового пути

  • Вадим Гигин 24 апреля, 2015 в 09:02 Русский
    0

    Предстоящий в мае визит председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь, еще не начавшись, уже стал важным политическим событием. На этом фоне представление о Китае как о нашем втором, наряду с Россией, стратегическом партнере обретает новый смысл.

    В центре особого внимания

    Показательна активная подготовка к визиту. Обычно она сокрыта от глаз публики, приготовления ведутся чуть ли не тайно. В данном случае все совсем наоборот. Недавно нашу столицу посетил министр иностранных дел КНР Ван И. Практически одновременно переговоры в Пекине проводил глава Администрации Президента Республики Беларусь Александр Косинец. По возвращении на родину он отчитался об итогах лично Александру Лукашенко. И опять-таки вся эта информация стала достоянием общественности.

    Наконец, 17 апреля Александр Лукашенко встретился с заместителем министра коммерции КНР Чжун Шанем. В ходе беседы было особо подчеркнуто значение китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», который возводится недалеко от Минска.

    А вот и еще одна новость, на первый взгляд вроде бы не связанная непосредственно с предстоящим визитом. В этом году китайский язык будет включен в перечень предметов на централизованном тестировании для белорусских абитуриентов. Что же, кирпичик к кирпичику…

    Свежие впечатления

    В начале апреля довелось побывать в Поднебесной и автору этих строк. Делегацию Белорусского союза журналистов принимали китайские коллеги. Вообще, развитие средств массовой информации Китая действительно впечатляет. Огромные удобные редакционные помещения, оснащенные по последнему слову техники студии, современные подходы к работе. И, вопреки расхожему мнению, широкий спектр представленных мнений.

    Но сейчас не об этом. Работа журналистов – тема особая. В ходе поездки довелось посетить флагман китайской политики открытости и реформ – провинцию Гуандун. Скажем, город Шэньчжэнь буквально за 30 лет превратился из маленького местечка в настоящий мегаполис и локомотив экономического развития, всемирно признанный промышленный и финансовый центр. Но китайцы на этом не останавливаются. В декабре 2014 года была создана еще одна зона свободной торговли – Наньша, фактически новый городской центр Гуанчжоу. Основными видами деятельности станут высокотехнологичные и инновационные производства, судостроение и производство автомобилей.

    Поражает скорость развития Наньша! О новом статусе объявили в конце прошлого года, а уже сейчас готов порт, создана транспортная инфраструктура, ведется активное строительство офисов и складов. Успели построить и великолепную набережную. Чего греха таить, вот этой знаменитой китайской скорости порой и не хватает многим белорусским проектам. Надо полагать, что «Великий камень» послужит дополнительным катализатором развития нашей страны. Именно свободные зоны провинции Гуандун дают представление о том, каким должен стать китайско-белорусский индустриальный парк.

     Соединяя пути

    Еще в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею создания экономического пояса Великого шелкового пути. Это оказалось неожиданностью для многих политиков и международных экспертов, до хрипоты спорящих о преимуществах исключительно евроатлантической или евразийской интеграции. Получается, есть еще и третий вариант.

    Возрождение в новой форме Великого шелкового пути (ВШП) коренным образом отличается от традиционных схем интеграции. Китайская инициатива не предполагает каких-либо наднациональных органов, жесткого фиксированного членства для государств. Скорее, это широкое поле возможностей для экономического сотрудничества через систему зон свободной торговли, упрощение передвижения товаров, создание цепи трансграничного сотрудничества.

    Нужно сказать, что поначалу в России и Евросоюзе настороженно отнеслись к китайской идее. В ней видели рост геополитических амбиций проснувшегося дальневосточного тигра. Но сейчас вряд ли кто-то может игнорировать инициативы ведущей экономики мира, а потому и в Москве, и в других европейских столицах решили не препятствовать Китаю, а сотрудничать с ним.

    Для финансирования новых проектов создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Его учредительный меморандум в октябре 2014 года подписала 21 страна, а в текущем году к ним присоединились такие государства, как Великобритания, Швейцария, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Новая Зеландия. Еще 22 страны, включая Россию, изъявили желание вступить в новую международную финансовую организацию. Специалисты говорят о АБИИ как о потенциальном конкуренте МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития. Следовательно, под сомнение поставлена финансовая гегемония США. Очевидно, новый банк будет весьма полезен и для Беларуси. Можно предположить, что вопрос о членстве нашей страны в АБИИ появится в повестке дня визита руководителя КНР в Минск в мае этого года.

    Фактически идея Си Цзиньпина – китайская модель формулы «интеграции интеграций», выдвинутой Александром Лукашенко. В изложении Владимира Путина она звучит как создание единого рынка от Атлантики до Тихого океана. В определенном смысле, это и логическое продолжение евразийской мечты Нурсултана Назарбаева. Показательно, что сам проект руководитель Китая презентовал именно в Астане.

     Время собирать камни

    В реализации задумки экономического пояса ВШП особая роль принадлежит Беларуси. Не зря китайцы столько внимания уделяют нашей стране. Уже в ближайшем будущем индустриальный парк «Великий камень» должен заиграть всеми своими гранями. И это тот случай, когда камень не лежит на дороге, а является отправной точкой большого и успешного пути. Ведь КНР также реализует проект Морского шелкового пути – совершенствования сотрудничества и улучшения бизнес-условий в странах, имеющих выход к побережью. У нас нет морских портов, но совсем рядом Балтика. Скажем, литовский порт Клайпеда не менее чем на треть заполнен белорусскими грузами, серьезно зависят от поставок отечественного экспорта Вентспилс и Рига. Недалеко и российский Калининград. Таким образом, именно наша страна является тем пунктом, где смыкаются оба грандиозных проекта: экономический пояс ВШП и Морской шелковый путь. Серьезно упрощает реализацию инфраструктурных и торговых проектов членство Беларуси в ЕАЭС, что открывает свободный доступ к огромному рынку товаров, услуг и рабочей силы.

    Экономический пояс ВШП позволит на полную использовать потенциал «Великого камня». Скептики, которые сомневались в продуктивности белорусско-китайского сотрудничества, оказываются полностью обезоружены. Поначалу объем прямых инвестиций в индустриальный парк планировался на уровне 2 млрд долларов, затем прогноз был увеличен до 5,5 млрд. А уже сейчас эксперты говорят о 30 млрд. В перспективе Беларусь сможет прибавить к своему ежегодному экспорту 50 млрд долларов.

    Поэтому Великий шелковый путь, который мы привыкли воспринимать как красивую, но далекую от нас восточную историю, становится вполне осязаемой реальностью. Да еще и приносит большие деньги. А в наше время это хороший стимул для долгой и прочной дружбы.

    Председатель КНР Си Цзиньпин любит цитировать китайскую поговорку, гласящую, что для людей, объединенных общими интересами, нет преград и расстояний. Данное высказывание вполне можно применить к белорусско-китайским отношениям.

     

Комментарии (0)