22 Декабря, 2024 Воскресенье

Бум и кризис

  • 0

    Нет, я не буду про то, что «кому война, а кому — мать родна». Ужасно мне не нравится эта поговорка. Возможно, еще и потому, что сегодня все поговорки про войну звучат как–то особенно жестко и жестоко. Не буду. А вот о кризисе — с удовольствием. Экономический кризис стал явлением настолько тягучим (перманентным?), что о нем можно говорить прямо и смело: есть! Можно не бояться, что тебя обвинят в панических настроениях. Паникуют даже оптимисты, только моя мама сохраняет спокойствие. Не паникует сейчас тот, у кого денег нет. Ну скажите, кому сейчас нужны деньги? С ними одна морока: думай, что они обесценятся завтра, а потому их нужно надежно вложить сегодня. Зато все время при деле.

    Помню, как моя пекинская подруга Мэрайя из Голландии как–то спросила: «Почему вы, русские (ну мы ж в Пекине для иностранцев все русские), все время все покупаете? Все ЯбаоЛу (это рынок такой в Пекине, о–о–очень большой, при рождении прозывался польским, но уже с два десятка лет числится «русским») шубами завалено, а ваши женщины все покупают и покупают, вы зачем столько денег тратите?» Ну как можно Мэрайе объяснить нюансы сидящего в нашей советской (даже если ты уже после Советского Союза родился) подкорке исконного недоверия к Правительству в том, что касается денег?

    В общем, пришлось тогда Мэрайе рассказать и о неожиданном обмене пятидесяти- и сторублевых советских купюр, и о сгоревшем в сберкассах. Мэрайя, выросшая в системе, полагающей личную собственность (а значит, и личные сбережения) незыблемой, не могла понять, как мы все это вытерпели. Этого я ей объяснить, конечно, не смогла. Выживаемость — наш конек и врожденное умение. Если нашей зимой ты ходил в туалет на улице, западные ценности тебя не расслабят. В общем, спасать деньги во времена кризисов и даже при их отсутствии (потому что в подкорке глубоко сидит, что благополучие — всего лишь затишье перед бурей, а буря непременно грянет) — то, что мы впитываем с молоком матери. И спасибо им большое! В общем, в Чехии покупательский бум: «русские» скупают недвижимость. Я взяла слово «русские» в кавычки потому, что русскими чехи (как моя подруга Мэрайя и практически весь остальной мир) считают всех, кто говорит по–русски: украинцев (вот где обидно, да?), само собой, белорусов, а также казахов с азербайджанцами. Четверть всех квартир в Чехии покупают иностранцы. Представители фирм–застройщиков и агентств недвижимости не удивлены. «В России кризис», — объясняют непонятливым. Да и процент по ипотеке не сравнить. Год назад (до кризиса) в России ипотеку можно было взять под кажущиеся кому–то вполне приличными 10 — 13%, но в этом году уже 20%, а в некоторых случаях и все 30%. В Чехии же процент по ипотеке обновил исторический минимум — 2,34%. Правда, это для своих. Купить квартиру может любой желающий (но это не дает никаких преимуществ при получении вида на жительство), а вот получить ипотеку — далеко не каждый. Но в любом случае ставка по ипотеке для иностранцев (если вдруг дадут) выше, чем для местных: от 3 до 5%.

    Самое интересное (и для Мэрайи было бы непонятным, но чехи, обремененные каким–никаким, но социалистическим опытом, понимают куда лучше), что большинство покупателей в своей новообретенной недвижимости жить даже не собираются. Они деньги вкладывают. Если бы Мэрайя спросила меня зачем, я бы посоветовала ей еще раз перечитать начало этого моего «Письма»: потому что деньги, как говорит одна моя подруга, «это бумажки, а недвижимость — хоть что–то». Причем некоторые умудряются покупать квартиры, даже их не видя: по доверенности. Один мой знакомый этим и зарабатывает, говорит, бывает, покупатели спрашивают по телефону: «Ну квартира хоть ничего?» «Да нормальная квартира!» — «Тогда бери!» Пару дней — и все готово: недвижимость обрела русского владельца. Больше всего этой нашей психологии радуются, конечно, чехи: телефонные покупатели даже не торгуются (а ведь можно).

    Вообще в Чехии нет никакой специальной статистики о том, сколько жилья в стране принадлежит местным жителям, а сколько иностранцам. Так что при оценке можно полагаться только на мнение агентств, а они говорят, что рейтинг иностранных покупателей возглавляют все–таки не русские, а словаки. В Чехии их, кстати, полноценными иностранцами, памятуя об общей истории Чехословакии, не считают. А в первой десятке совсем уж иностранных владельцев чешской недвижимости (самые популярные города — Прага и Карловы Вары, Усти–над–Лабем потихоньку подтягивается) граждане Казахстана, Азербайджана, Вьетнама, Израиля, США, Австралии и Великобритании. Белорусы? Встречаются единичные экземпляры, но на уровне статистической погрешности.

    Теги: 

Комментарии (0)