26 Апреля, 2024 Пятница

У банкиров свои тараканы

  • Марина Зубович 13 откября, 2015 в 11:44 Русский
    0

    Первую зарплату я получала так, как и все простые смертные в начале 90-х: постояв в очереди, расписавшись в ведомости. Тогда вообще многое было по-другому. Скажем, верхом достижения технического прогресса в сфере индивидуально-бытовых радостей был городской телефон с автоматическим определителем номера (АОН). И стоил он, в среднем, аж целых 20 долларов. Это было довольно дорого. Почти вся зарплата. Приобретя его, на пожить, помнится, оставалось только 15 замечательных «баксов». И ничего, в долги не полезла… Сейчас все это кажется какой-то невероятной фантастикой… 

    А теперь представьте, что 20 лет назад вам кто-то сказал бы, что зарплата будет приходить сама. И не просто приходить, а еще ложиться на карточку! И чтобы вы, не дай бог, не опоздали ее тратить, банк будет извещать вас об этом… на телефон. Да нет, не на тот домашний, с дурацким АОНом, а на другой. Тот, что в кармане. И всегда при себе. И стоить он будет уже примерно 250 долларов… И отнюдь не последних… Поверили бы? 

    Собственно, к чему это я…  А к тому, что жизнь наша с вами за 20 лет стала определенно лучше. Хотя бы уже в смысле тех самых индивидуально-бытовых радостей. Конечно, неплохо бы при нынешних зарплатах еще уметь прожить целый месяц за 15 долларов, и все же… 

    Мне действительно нравится, что не нужно убивать бесценное время на стояние в очередях к вожделенному окошку сберкассы, чтобы оплатить бесконечную тучу квиточков. И что эти чертовы квиточки, в принципе, теперь нет смысла копить и хранить, потому что обо всех моих обязательствах, в том числе и выполненных, помнит некий хитро сделанный ЕРИП. Нравится, что можно, не выходя из дома, купить билет куда угодно и на что угодно. Да и вообще все купить! Нравится, что можно, потеряв портмоне, не рвать на себе волосы, а просто заблокировать ту самую волшебную банковскую карту. У меня вообще к ней предельно нежные чувства! Сколько раз она спасала меня от стремительных женских «хочу-хочу». Раньше как было: приглядела вещичку, примерила, решила, что не можешь без нее жить и тут же полезла в карман за наличкой, с которой в эту же минуту безвозвратно рассталась! А сейчас? Загорелась душа покупкой, но пока рука-транжира донесет волшебный пластик до банкомата, в 7 случаях из 10 намерение совершить трату заметно ослабевает. Правда, эта прекрасная сберегательная функция банковской карточки постепенно угасает по причине стремительного размножения терминалов. 

    Мужчины от технического прогресса вообще в восторге. Пришел домой навеселе после зарплаты, схоронился в беспамятстве на любимый диван и спи себе преспокойно – все секреты от любознательной супруги хранит верный и неприступный пластик: сколько получил, сколько не донес и донес ли вообще… 

    Еще мне нравится, что можно вот таким дистанционным и моментальным образом выручать близких, практически не отрываясь от дел: кому денег на телефон бросить, кому интернет оплатить, квартиру… Даже штраф в ГАИ!  Причем сделать это, например, во время поездки в троллейбусе или вообще где-нибудь на морском берегу за тысячи километров через всемогущий М-банкинг! 

    Только вот в бочке меда, увы, не без ложки дегтя.  Последний инцидент вообще изрядно подпортил настроение: на днях хваленый банкинг как раз в день получения авансов и зарплат по стране (20-го числа) вдруг заболел какой-то нехорошей хворью и слизал буквально все, что было на карточке! Другими словами, при попытке оплатить электроэнергию банк попросту меня ограбил. Сначала, негодяй эдакий, слал мне «записки», что операция, мол, не прошла и рекомендовал повторить ее снова. При этом не я одна, а очень многие обязательные граждане послушно тыкали на кнопки, следуя указаниям системы. Да-да, именно указаниям системы, а не потому, что у них «дрожали руки» или «нравилось потыкать в кнопки», как предположила через пару дней одна из сотрудниц банка, за комментарием к которой обратилась моя коллега. 

    Суть в том, через 2 дня после случившегося – в понедельник – выяснилось, что проблема носила довольно массовый характер. Только среди моих коллег таким образом пострадали минимум 5 человек, а по всей стране, как сообщили в банке, около 1.000. И если в моем случае снятие денег с карточки хотя бы сопроводилось тем, что один платеж все-таки прошел, пусть и умноженный вдвое, то у знакомых и друзей деньги пропали вообще бесследно! То есть счета так и остались висеть неоплаченными. Потом банковский работник их неудачу объяснил тем, что платежи проводились, видите ли, не по ЕРИПу. Но разве от этого легче? И разве клиенты ответственны за то разнообразие путей, по которым электронная банковская система предлагает проводить операции? 

    Вообще, последствия  системного сбоя стали вылезать наружу в самый неприятный момент, а именно субботним утром. Как раз тогда, когда кто-то с семьей уже выехал на дачу и не смог на заправочной станции оплатить бензин. Кому-то пришлось прямо на кассе распрощаться с покупками, кто-то ушел в гости без подарка или в панике помчался по соседям занимать деньги… А кто-то, не исключаю, не смог купить лекарств. Система ведь не просто сбилась, но еще и не на шутку подставила: совершив грабеж, еще долго вводила в заблуждение своих верных пользователей, заверяя, что денег на счету вполне достаточно. Хотя на самом деле денежки давно тю-тю! 

    Все случившееся, конечно, не смертельно. Как не смертельно, а даже, скорее, комично всякий раз наблюдать, как сотрудники службы доставки товаров, заказанных по интернету, бегают по твоей квартире, размахивая унылой коробочкой с кнопками, которая никак не хочет выдавать чек. Однажды, чтобы оплатить по терминалу продукты, доставленные из гипермаркета, моего знакомого курьер пригласил подняться… на крышу «девятиэтажки»!  И только там чудо свершилось: платеж прошел! Стоит ли говорить, что пока они бегали в поиске контакта с вселенским разумом, курьера ждали другие, жаждущие своих заказов, клиенты. И тоже, вероятнее всего, с электронными карточками…  А как иначе, если по всей стране сегодня объявлена массовая казнь бумажным банкнотам? 

    Обидно другое. Во-первых, как-то задело, что работники банковской системы, как раз те самые активные агитаторы в пользу электронных платежей, первым делом поспешили обвинить в пропаже денег великое и священное стадо, а именно – нас, своих уважаемых и любимых клиентов, упрекнув их в неумении нажимать на кнопки. Лишь по прошествии нескольких часов с большим нежеланием и натяжкой банкиры все-таки признали свой «косяк» и выдавили из себя постные извинения. Во-вторых, от тех клиентов, кто проводил платежи не по ЕРИПу (а их было множество!) банк поначалу и вовсе попробовал отречься, мол, идите и доказывайте сами различным организациям, что вы там что-то им проплачивали. Потом, конечно, банкиры пришли в чувства и взяли ответственность за решение проблем на себя. А еще пообещали, что в этот же самый день всем вернут утраченное. Но! С момента инцидента уже пошел 7-й день, а на карточке, увы, до сих пор пусто… И это – в-третьих. 

    Что же касается «глючащих», «молчащих» и любящих «погулять по крышам» терминалов, то создатели этой прекрасной в целом электронной системы просят оставаться клиентов по возможности снисходительными. По словам начальника Главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка Александра Сотникова, сам по себе терминал, имеется в виду устройство с кнопками, меньше всего бывает виноват: 

    - Когда не проходит платеж, конечно, у людей складывается вполне логичное впечатление, что не работает именно терминал. Но на самом деле – это всего лишь устройство, которое обеспечивает считывание информации с карты и передачу ее туда, куда это необходимо для получения соответствующего ответа от банка-эмитента. И объективно существует целый ряд причин, из-за которых бывает невозможно провести операцию. Например, может оказаться и так, что в данный конкретный момент устройство, то есть терминал, действительно сломалось. Но чаще происходит обрыв на линии связи, а это уже на «совести» GPRS или 3G. И претензии, сами понимаете, к сотовому оператору. Но большинство терминалов обеспечены проводной связью. Она, к слову, тоже грешит сбоями и плохим сигналом, но ведь может быть и банально выдернут шнур! Или проблема возникла уже где-то на территории самого магазина, например, повредился кабель и прочее. Также в числе причин сбоев - недоступность самого банка-эмитента, то есть нестыковка на уровне уже банковского процессора. Для упрощенного понимания – сбой в обслуживающей систему программе. 

    Александр Евгеньевич соглашается, что подобные ситуации, независимо от того, кто именно виноват в невозможности или задержке совершения платежа, частенько ударяют по нервам граждан и постепенно разрушают дружественные отношения с электронной платежной системой: 

    И, конечно, досадно, когда этот негатив корректирует поведение не только покупателей, но и продавцов. Сотрудники магазинов элементарно перестраховываются, и после первого же сбоя во избежание возможных скандалов спешат вывесить на кассы таблички, что, дескать, терминалы не работают. Я же всякий раз, когда встречаю такие объявления, обязательно настаиваю на том, чтобы меня обслужили с помощью терминала. И что вы думаете, практически всегда они оказываются работающими! 

    А однажды, вспоминает Сотников, несколько лет назад в Минске был случай, когда вдруг массово перестали работать и терминалы и банкоматы. Не все, но довольно большой сегмент. Оказалось, все банально: основной кабель перерубил экскаваторщик! Причем в это же время другой экскаваторщик перерубил резервный кабель. Тогда на устранение проблемы ушло несколько часов. 

    - А еще в терминалы любят забираться тараканы! – объясняет Александр Евгеньевич. – Это, к слову, достаточно частая причина их отказа. В процессе работы терминал выделяет тепло, которое очень нравится насекомым. Поэтому на техническое обслуживание из всех магазинов эти устройства уезжают в полиэтиленовых пакетах. И первое, что их «вылечивает» – это хорошая порция дихлофоса! Один из банкоматов в городе Бресте, к слову, однажды вышел из строя, потому что в него забралась мышь и все там поломала… 

    Чем же подытожим? Мое мнение, пожалуй, такое: даже с учетом тараканов и непрофессионализма отдельных чиновников, все, что мы имеем сегодня, - это вполне объективный повод чувствовать себя достаточно счастливыми. Да, есть нюансы… И все-таки самое бесценное в нашей жизни – время и здоровье – сегодня в заметной степени оберегает вполне симпатичный банковский пластик. Утверждаю так потому, что отношусь к тому поколению, которому есть с чем сравнивать. И вообще, склонна считать, что многое из происходящего, – как правило, к лучшему. Можете считать меня фаталисткой, но, в конце концов, кто знает, а вдруг, застряв сегодня у не срабатывающего терминала на лишнюю минуту, я как раз опоздаю под тот самый кирпич, который еще с утра собирался упасть мне на голову… 

Комментарии (0)