25 Апреля, 2024 Четверг

Правильные яйца

  • Марина Зубович 16 января, 2016 в 10:05 Русский
    0

    В модных разговорах про продуктово-денежный апокалипсис я стараюсь не участвовать. Потому что не люблю. Все эти «ох», «ах» и «да куда ж это мы все катимся», признаюсь, порядком портят настроение. Да и поднадоели. Не нравятся цены на молоко, мясо, хлеб? Что ж, я тоже от них не в восторге. Как не вызывает радости и недавняя новость: Совет министров не видит больше необходимости в постоянном ценовом регулировании ряда продовольственных товаров. Объясняется это тем, что, дескать, хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты и детское питание представлены широким ассортиментом в разных ценовых сегментах благодаря конкуренции производителей. Теперь цены на эти продукты будут регулироваться лишь при необходимости «в целях исключения значительного роста цен» и только на срок не более 90 дней в году.

    Только вот что толку от возмущений? В конце концов, из ситуации есть три выхода: пересмотреть собственные запросы и гастрономические привычки (как правило, далеко не самые скромные и здоровые), больше работать и зарабатывать, или поступить как герои мультфильма «Трое из Простоквашино»: поехать в деревню, завести корову… Так, к слову, однажды сделала одна моя очень близкая подруга. Семья, где росли двое маленьких детей, продала благоустроенную 3-комнатную квартиру в областном центре, купила более чем невзрачный дом в деревне с печным отоплением, туалетом на улице, холодной водой из крана и коровой! Потом появилась еще одна буренка, потом еще… Теперь в этой семье на все праздники блюда только из собственной поросятинки, говядинки, баранинки, крольчатинки… А еще собственный хлеб да сыр. Только нюанс: хозяева встают в 4-5 утра и уже 15 лет вкалывают без отпусков, больничных, выходных и праздников. Что же делаем мы? Лезем вон из кожи, чтобы окружить себя комфортом. Поближе к теплу, к столице, к центру. А в самом центре находится он - легендарный «Комаровский рынок». Именно сюда я заехала на днях, чтобы прикупить кое-каких продуктов. И вот возле прилавка с птицей совершенно растерялась: утка, ради которой, собственно, я и затеяла шопинг, оказалась просто-таки золотой!

    - Четыреста девяносто пять тысяч, пожалуйста! – озвучила сумму продавец и уже взяла пакет, чтобы упаковать сокровище.

    Меня аж передернуло:

    - Сколько вы сказали?

    Продавец невозмутимо повторила и застыла в ожидании денег.

    - Значит, полмиллиона… Погодите, а это точно утка?

    - Самая что ни на есть! Вы же только что лично ее рассматривали!

    - То есть обычная утка, с обычной родословной, белорусская… Может, она дикая или какая-то особенная?

    - Нет! А что вас, собственно, не устраивает? – продавец, понимая, что покупка, вероятнее всего отменяется, недовольно вынимает тушку из пакета и плюхает ее обратно на прилавок к таким же растопыренным и распотрошенным подругам. – Сто шестьдесят тысяч за килограмм!

    Теперь я решила еще внимательнее рассмотреть товары на прилавке. Да, все весьма симпатично. Но почему так дорого? Тут мне вспомнились мои юные  годы, безденежье и в Минском студенческом общежитии. Ароматы от моей жареной уточки с завидной периодичностью заполняли весь этаж, смущая вечно голодных соседей. И покупала я ее – хорошо ведь помню! – только потому, что эта птица обходилась дешевле курицы. То же, кстати, было и с перепелами. Маленькие птички вообще стоили какие-то смешные копейки. И как только я с ними ни экспериментировала! Однажды даже с солеными огурчиками потушила, – ну, просто пальчики оближешь…

    - А это у вас перепела, верно? Сколько стоят?

    - Триста шестьдесят тысяч за килограмм!

    Ну что тут скажешь, видно, неплохо я питалась в студенческие годы…

    Уж не знаю, с какими мыслями и намерениями идут на центральный столичный рынок «Комаровский» другие минчанки, но я уже 23 года (именно столько живу в Минске) делаю это с тем, чтобы купить что-то получше и подешевле, чем в магазине. И, поверьте, до этого чудного дня мне это прекрасно удавалось! Конечно, здесь, как и везде, есть товары, рассчитанные на покупателя с увесистыми кошельками. Но ведь утка – это, в конце-то концов, это не заморские клешни крабов, не черная икра, не еще какой-то там дорогой и изысканный деликатес… Как говорится, утка – она и в Африке утка! Тем более, что продукт не дефицитный ни разу - в любом гипермаркете по… 50-55 тысяч за кило! Правда, везде она предлагается в глубоко замороженном виде, а это лично для меня очень затрудняет выбор. И что же получается, только потому, что тушка охлажденная, – это повод взвинтить цену втрое? Или это такая истерическая реакция на законодательные новшества? Кстати, на мой вопрос о формировании цены на «диковинную» птицу продавец просто отмахнулась: «Послушайте, если что-то не нравится, идите в магазин! Или к другому прилавку!» Однако, у других продавцов утки дешевле не стоили. Максимум, что удавалось сторговать, это тысяч 5-10 …

    Согласна, вся эта уточно-перепелиная история, по большому счету, не стоит выеденного яйца, ведь с продуктами у современных белорусских хозяек сегодня проблем точно нет. Даже у небогатых хозяек, мне кажется, всегда найдется, что поставить на стол… И все-таки обидно, что  от кулинарной романтики, которую я решила затеять по случаю приезда близкой родственницы, пришлось отказаться. Старый семейный рецепт утки в пиве с яблоками уступил место обычным тушеным телячьим ребрышкам. Кстати, обошлись они мне всего по 60 тысяч рублей за килограмм. И тоже были весьма красивые, «ни разу не замороженные»…  В чем тогда фокус?

    В общем, возвращалась я с рынка на этот раз в глубокой задумчивости. Моя подруга, о которой я вспомнила в самом начале, разумеется, не съедает все, что выращивает и получает от животных. Поэтому излишки сдает (не бесплатно, конечно же) государству, а часть - продает. Я частенько бываю у Инны в гостях и могу вас заверить: такого вкусного молока, творога и сыра вы не купите ни в одном магазине даже под самой авторитетной маркой! О том, как все это ей достается, уже упомянуто выше. Нелегко, одним словом… Так что и здесь уместно бы вспомнить о ценах. Например, за литр молока сегодня государство платит Инне (а также другим владельцам частных подворий) 3 тысячи 400 рублей. А сколько потом молоко стоит в магазинах? Да, в 3-5 раз дороже. Только уже того ли оно там качества? Есть у Инны и так называемая коммерческая цена, по которой она продает молоко и прочие продукты населению, – но и та не пугает, потому что ничуть не выше (а порой и ниже) привычной магазинной.

    Я решила поинтересоваться у сельской подруги, что она думает об отмене постоянного государственного контроля за ценами на продукты первоочередной необходимости.

    - Моя точка зрения такова: государственное регулирование цен сильно бьет по карману производителя этой продукции, которому необходимо, например, постоянно закупать корма для выращивания и содержания животных, топливо, ветпрепараты, платить за электричество, чтобы работала как минимум доильная установка, платить за воду, чтобы напоить коров и т.д. А эти цены государство давно отпустило! И получился дисбаланс между затратами и регулируемой ценой на выходную продукцию. Голодная курица яйцо тоже не снесет… Так что страна правильно рассудила: пусть все решает рынок. Этот процесс мне видится более естественным и честным. В конце концов, потолок отрегулирует спрос: не будут покупать продукцию по более высокой цене, она будет вынуждена поползти вниз. Я тоже цены буду повышать, что, кстати, недавно  сделала. Раньше трехлитровая банка моего молока стоила 30 тысяч рублей, теперь я подняла до 40 тысяч. В результате потеряла от силы 2% покупателей. Но на их место тут же нашлись другие!

    Рассуждения Инны воскресил в памяти разговор с экономистом одного белорусского предприятия, которое выпускало (этой марки сегодня уже не существует) когда-то любимые народом газированные напитки. Я попросила рассказать мне, что и в какой пропорции формирует стоимость одной бутылки продукции. И вот что она мне поведала. Чуть менее 60% - это сама бутылка, пробка, этикетка и упаковочная пленка. Около 20% - сахар. Еще примерно 20% - это ароматизаторы и красители. И только 1% приходился на саму артезианскую водичку из собственной скважины!

    …А вчера в переходе станции метро «Институт культуры» я подошла к бабуле, которая торговала домашними яйцами от «свойских курочек».

    - Сорок тыщ, детка! Скарэй бяры, бо паследняе!

    - Ой, что так дорого-то? В магазине десяток яиц 17-20 тысяч стоит…

    - Дык тое ж у магазине! А тут куры пятушком топтаныя… Што, прауда не разумеешь? Мае яйцы – правильныя!

    Я таки купила бабулин «золотой десяток». Но не потому, что отчаянно хотелось  «правильных» яиц, а просто старушки, торгующие в переходе, почему-то всегда вызывают у меня сочувствие. Но что в итоге? «Правильные» оказались объективно вкуснее магазинных, да и размер радовал! Наверное, они еще и полезнее. А, значит, сокрушаться о потраченном нет смысла.

    А что вы, уважаемые читатели, думаете о нынешнем балансе интересов на современном белорусском рынке. Насколько, на ваш взгляд, все справедливо и честно складывается? Имеется ли повод для возмущения или, наоборот, для радости, скажем, лично у вас?

    Теги: 

Комментарии (0)