02 Мая, 2024 Четверг

Жадность рынок погубила?

  • Владимир Волчков 02 ноября, 2015 в 16:16 Русский
    0

    С незапамятных времен акциз или его аналоги – отличный инструмент для пополнения казны, обуздания вредных привычек и изъятия и перераспределения сверхприбыли, получено от производства определенных товаров. Но если акцизный поводок слишком натянуть, то «бобик» может закашляться и задохнуться. Осень – традиционное время дебатов производителей алкоголя, табака, пива с Министерством финансов. Ответственным за благо государственной казны все время хочется повысить налоговое бремя на вредные привычки или удовольствия (каждый называет по-своему). Благо, Минздрав обычно поддерживает финансистов своим веским мнением: мол, дорогие никотин и спиртное спасут здоровье нации. Производители приводят свои аргументы: акцизная удавка способна больно ударить по национальному организму. Сделать «вредные» товары дорогими – не большая проблема. Их будет меньше производить, продавать, но покупать будут столько же. Только не в магазине, а за углом. Благо, «удачных» примеров хватает. В России уже минимум половина рынка спиртного в «серой» зоне, а люди от суррогатов мрут целыми деревнями. В Европе из-за антитабачных санкций расцвела буйным цветом сигаретная контрабанда и контрафакт. Ставки акцизов в Беларуси не отрывались от реальности, но в последние год-два подошли к опасной черте. Тем интереснее и драматичнее ожидаются акцизные дискуссии в этом году. 


    Придушили змея 


    Того самого, зелененького, в бутылке. Начиная с 2010 года ставки акцизов на «тяжелое» спиртное росли чуть ли в геометрической прогрессии. Нынче его доля в розничной цене «беленькой» уже приближается к 50%. Естественно, спрос на подорожавшую водку снизился, ежегодно продажи «минусуют» на 5-10%. Словом, крепкому спиртному дали генеральный бой. А пьянству? Да нет, с ним все в порядке. В страну хлынула контрафактная российская продукция. Благо, ее в РФ предостаточно. Причем, до нельзя дешевенькой: 30-40 «местных» рублей за бутылку, 50-60 – за поллитру получше качества. Раз в 7-8 дешевле, чем в российском магазине и где-то в 4 раза – по сравнению со стоимостью легальной продукции в Беларуси. Слишком заманчивое предложение, чтобы от него отказались небогатые потребители. Ради подобного дисконта они даже готовы рискнуть своим здоровьем. 


    Так чему удивляться, что только за первый квартал наша милиция изъяла 500 тыс. литров нелегального алкоголя. На треть больше, чем за весь прошлый год. А сколько просочилось мимо кордонов? А ведь в 2000-х, когда поллитра стоила около доллара, удалось «выдавить» суррогаты из рациона белорусов. Возможно, доллар – слишком дешево. Но 4-5, как сегодня, слишком дорого. Кстати, примерно столько же стоит бутылка «простенького» крепкого спиртного в Германии. Правда, и доходы граждан там повыше. 


    Нынче белорусские производители спиртного находятся не в самой лучшей финансовой ситуации. Некоторые в долгах, как в шелках. Можно и удивиться, если не знать акцизной предыстории. А она такова, что в 2013 году сей замечательный налог стали взимать не по факту продажи, а при производстве. Сошла бутылка водки с линии розлива – положи денежку, и немаленькую, в бюджет. А продать ее удастся еще через несколько недель. Производители тогда предупреждали финансистов – это виселица. Им не поверили. Но задыхаться они стали уже через несколько месяцев: оборотные средства ЛВЗ «откачались» в казну, предприятия надежно «подсели» на кредитную иглу, которая при нынешних процентных ставках больше похожа на эвтаназию. Когда производители окончательно погрязли в займах и уже стали хрипеть, акциз снова стали взимать по факту продажи. Но восстановить финансы и экономику ЛВЗ не смогли до сих пор. Нынешние водочные проблемы и перекосы: падение производства, появление контрафакта, переполненные склады – результат ретивой акцизной политики. 


    Держись, табак, до конца 


    Табачные производители держались до последнего. Хотя рост акцизов подвел их к красной черте: сдерживать цены за счет собственной рентабельности и прибыли уже нет возможности. А если повысить… Тогда пойдет в страну «серятина». Благо, ее в России тоже хватает. Причем появилась она стремительно, за считанные недели после очередного подорожания российских сигарет. И расцветает буйным цветом. Самая-то дешевая пачка фильтрованных сигарет в соседней стране стоит 50-60 российских рублей! Официальные продажи рухнули, некоторые фабрики закрылись. По крайней мере, де-юре. Де-факто на этом оборудовании, подчас, продолжают выпускать продукцию и реализовывать с черного входа. Свое слово говорит и контрабанда из Китая, который не играет с акцизным огнем и оставляет табачные изделия доступными, а поэтому они в несколько раз дешевле, чем российские. 


    Белорусский рынок пока держится, выбивая из под ног «серого» рынка экономические стимулы. Последние три года ставки акцизов на дешевые табачные изделия росли тотально. Производители героически сдерживали увеличение розничных цен за счет сокращения издержек и собственной рентабельности. Но запас прочности уже полностью истощился. Продажи на внутреннем рынке начинают серьезно сокращаться, а первые, пробные, контрабандные поставки уже пошли. «Серый» рынок еще не активизировался на полную катушку, но ростки начинает пускать. И буквально дышит в спину производителям. Тем более, что в следующем году Минфин предлагает сделать очередной виток повышения ставок акцизов. Если средний и высокий ценовой сегменты переживут эту неприятность более-менее безболезненно, то нижний впадет стагнационную кому. Производителям неминуемо придется либо работать в убыток, либо полностью перекладывать фискальную нагрузку на покупателей. Но тогда в ценовой конкуренции они проиграют нелегальным папиросам. А ведь согласно исследованиям, сильно курящие люди – 1-2 пачки в день, являются потребителями дешевых сигарет, к тому же, это, в основе своей, рабочие и служащие. Словом, люди не с самой высокой зарплатой. Причем более 40% курильщиков уже имели опыт приобретения сигарет без акцизных марок. Помните, бабульки в начале 2000-х на каждом углу стояли?! Через их руки тогда 30-50% продаж табачных изделий проходили. 


    В свое время в России не прислушались к голосу разума, резко увеличили акцизы. Теперь пожинают плоды: 10-15% рынка уже находится в «серой» зоне. И перспектив у нелегалов реально больше, чем у легальных фабрик. Особенно в нижнем ценовом сегменте. 


    Удар конем 


    Иногда кажется, что в своей акцизной политике Минфин подзабыл, что на любом рынке существует такое понятие, как эластичность спроса по цене: зависимость объема покупок от изменения стоимости на товар. На графике она выглядит не прямой, а кривой. Говоря проще, сначала покупатели слабо реагируют на рост цен, но после прохождения определенной точки начинается обвальное падение продаж. Катастрофическое. Водочный, табачный, пивной рынки в Беларуси приблизились уже к точке «невозврата»: если ее перейти, спрос переместится в «серую» зону. Возможно, за исключением пива. Его не подделывают, не варят в лесу или в подвале, его просто перестают покупать. Впрочем, это и происходило последние 3-4 года. Из-за акцизов ячменный напиток только рос в цене, а продажи серьезно снижались. А отрасль оказалась в состояние полубанкротства. Но пивоварам повезло: в апреле прошлого года Глава государства провел тематическое совещание. Тогда только в ситуации разобрались, в 2015-ом акцизы «заморозили», не планируется их повышать и в 2016-ом. По крайней мере, судя по проекту изменений в Налоговый кодекс. Сейчас отрасль постепенно восстанавливается, надеясь на дальнейшую прагматичную акцизную стабильность.


    Кстати, агрессивная акцизная политика способна сыграть плохую шутку с бюджетом. Да, в начале роста ставок, объемы поступления этого налога даже на 1-2 процентных пункта были выше плана. В 2012-ом году акцизы составили 5,2% консолидированного бюджета, в 2013-ом – 6,5%, 2014-ом – 6,8%, а в первом полугодии этого года поступления скатились до 5,1%. Причем они оказались почти на 15% ниже, чем планировалось. Видимо, не просчитали финансисты реакцию рынка. 


    Меру знать надо


    Акциз – инструмент для очень тонкой настройки. Неосторожным движением можно разгромить рынок, убить сегмент. Производители нынче пребывают в некотором напряжении: прислушаются ли к ним? При определении ставок акцизов, будут ли учитываться реалии рынка? Рубануть с плеча – не великая доблесть, потом тяжело отыграть уровень продаж. Даже если цену снизить. И от позиции Минфина в значительной степени зависят результаты работы предприятий в следующем году. 


    Тем более, рядом есть опыт России. Там долгое время игнорировали мнение производителей, принимая за к исполнению рекомендации международных организаций и поддерживающих их местных чиновников. И результат? Плачевный для страны, но обладающий своей логикой с точки зрения иностранных консультантов. Алкогольная отрасль почти разгромлена, поэтому стремительно растет импорт. Официальные продажи сигарет падают, Россия превращается в буферную зону между Китаем и ЕС: теперь контрабанда будет оседать в РФ и не доезжать до Европы. 


    Кстати, в несколько непродуманной акцизной политике повинны и друзья-россияне, которые усиленно проводили идею гармонизации фискальных тарифов по своему образцу. Но, учитывая их плачевный результат, логично за базовую основу рассматривать белорусские подходы. Причем делать их еще более гибкими. В конце концов, в некоторых случаях для страны выгоднее пожертвовать некоторой долей акцизных поступлений, но сохранить рынок, не дать ему уйти в «серую» зону. 

Комментарии (0)