05 Мая, 2024 Воскресенье

До основания разрушим, а зачем?

  • Владимир Волчков 01 ноября, 2016 в 10:17 Русский
    0

    Случается, что слова теряют свой первоначальный смысл и обрастают какой-то причудливой, витиеватой семантикой, за которой уже и не просматривается стержневое значение. Такая печальная судьба постигла термин «реформы». Ведь под наплывом западной экономической философии, плотным потоком экспортируемой в мысли и простых граждан, и экспертного сообщества, оно приобрело какое-то сакральное, магическое значение, сдобренное приличной дозой отрицания существующей действительности. Мол, сейчас все неправильно, сиро и убого, но проведем реформы — и зацветут райские кущи, заструятся молочные реки вдоль кисельных берегов… И дальше приводят целую череду примеров из мировой истории. Правда, забывая упомянуть о множестве неудачных и даже плачевных попыток. Лично мне, когда начинают обсуждать проблему реформирования белорусской экономики, становится как-то очень скучно. Ибо в большинстве случаев происходит бессодержательная говорильня о необходимости перемен. Факт для всех очевидный. Даже предлагаются затертые инструменты всеобщей либерализации: цены, торговля, валютные курсы… Только редко или почти никогда не объясняется четкая причинно-следственная связь между этими процессами и процветающим результатом. Сегодня для белорусской экономики знаменитый вопрос Чернышевского «что делать?» поразительно быстро теряет свои остатки актуальности. Нынче более принципиален вопрос «как делать?».

    В последние годы отечественная промышленность не на высоте. И ее проблемы-то лежат не в сфере непосредственного производства, а в сбыте. Поэтому председатель совета директоров Института приватизации и менеджмента Дмитрий Дичковский сравнил некоторые заводы с «сильными дураками». Он признал: есть неплохие промышленные площадки, хороший технический и производственный персонал, мощности, но как использовать всю эту силу, менеджеры не знают. Или не умеют. Или не хотят. По крайней мере, руководители государственных компаний. Вот частник, по мнению Дмитрия Дичковского, у нас оборотистый. Привел в пример своего знакомого из стройиндустрии, пузырь которой сдулся и в Беларуси, и в России и очень не скоро наберет объем. Но предприниматель рвется в Лондон, в котором проходит большая модернизация, в Чикаго, Бостон, переживающие строительный бум. По мнению Дмитрия Дичковского, менеджеры из госсектора на такие подвиги не способны, ибо «связаны страхом совершить ошибку, действуют крайне осторожно». Говоря другими словами, нерасторопно. Учитывая, что Дмитрий Дичковский 11 лет возглавлял «Милавицу», то о правилах жизни управленцев знает не понаслышке. Правда, сравнивать руководителей государственных и частных предприятий в наших условиях не совсем корректно.

    Все-таки молодой по международным масштабам белорусский бизнес еще в большинстве своем унитарный: у фирмы есть конкретный основной владелец, который де-юре или де-факто контролирует основные процессы и принимает все судьбоносные решения. И отвечает за связанные с ними риски. Генеральные директора публичных компаний, которые оперируют чужими деньгами, действуют намного аккуратнее. За финансовую неудачу можно же и под следствие загреметь. Поэтому найти кандидата на должность руководителя крупной компании не так уж и просто. В Европе сегодня это большая проблема. Заместителей — пруд пруди, а первых лиц — дефицит. Слишком непросто обеспечивать прибыль в сложные времена. И отвечать своей свободой за просчеты желающих находится не так уж и много. Поэтому белорусские руководители не глупее импортных. Другой вопрос, что необходимо юридическое определение коммерческого риска: четко провести грань, где он обоснован, а в каких случаях речь идет об авантюрном разгильдяйстве. Возможно, эта мера раскрепостит директоров. Как и официальная методика оценки интеллектуальных активов. Ведь на те же маркетинговые исследования у нас выделяются сущие слезы. И одна из причин — опасения, что контролирующие органы заподозрят коррупцию. Ведь качественный консалтинг стоит приличных денег. А результатом кропотливой работы может стать всего несколько десятков страниц. Изложенная в них информация способна поднять конкурентоспособность компании. Но потом докажи строгим проверяющим эту причинно-след­ствен­ную связь! Обоснуй затраты в несколько десятков, а иной раз и сотни тысяч долларов. Стоимость бренда может увеличиться на миллионы, но по какой методике посчитать этот показатель? В мире их десятки существуют.

    Словом, в белорусской экономике накопилось достаточно много локальных неувязок. Расшивка этих слабых мест может стать катализатором для движения вперед. Есть ли сегодня смысл принципиально перекручивать социально-экономическую модель?! Особенно при нынешней палитре внешних вызовов и угроз. Все разрушить — не проблема, но зачем? Чтобы, героически преодолевая сложности, выстроить что-то новое, но с неизвестной архитектурой? Или потому, что так хочется зарубежным экспертам? Но цельных-то решений они не предлагают. Так, только элементы. Которые скорее способны разрушить здание, чем его укрепить.

    Теги: 

Комментарии (0)