24 Апреля, 2024 Среда

Горе низких цен

  • Владимир Волчков 25 ноября, 2016 в 10:06 Русский
    0

    Низкие цены — это благо? Или все-таки зло? Или все в мире относительно, как утверждал старик Эйнштейн? Склоняюсь к последней теории великого человека. Ведь низкая цена нередко не повышает, а опускает уровень жизни. И очень жестоко.

    Вот недавно на продовольственный форум приезжал консультант российской «Школы поставщика Петра Офицерова» Дмитрий Кузнецов. Жаловался: хлеб на его родине «ужасный, на 80% не выдерживается состав и технология производства». В целом верю гостю. Всех моих знакомых россиян было за уши не оттянуть от нашего «Бородинского» и «Нарочанского». У них такой днем с огнем не найдешь. Потому что всему опту, рознице нужна прежде всего низкая цена. Еще одна реальная история: после переговоров с сетями в соседней стране белорусский бизнесмен, кстати, доктор аграрных наук, приехал в шоке. Он запатентовал новый рецепт глазированных сырков и мороженого. Продукт получился — пальчики оближешь. Но относительно дорогой, хотя и натуральный. Так вот, партнеры из соседней страны попробовали, облизнулись и сказали: продукция подходит, если ее стоимость снизить раза в 2—3! Позвольте, чудес не бывает: тогда придется сливки заменять молоком, кое-какие натуральные добавки — концентратами, шоколад — глазурью… Технологически — не проблема. Но получится совершенно другой продукт, массовый и безликий. Нет, говорят, цена превыше, точнее, прениже всего.

    И к чему пришли соседи в результате ценовой гонки? К конкуренции? Кого — производителей или мошенников? Вспомним Дмитрия Кузнецова: проблема не в том, что дешевый хлеб невкусный. Бесит-то его другое: на этикетке написан один состав, а внутри упаковки — совершенно другой. И так в четырех из пяти случаев. Аналогичная песня с колбасой, мясом, рыбой, молочными продуктами… И никто толком не знает, что с этой проблемой сделать.

    На Западе вроде бы к соблюдению стандартов относятся более строго. Но там давно поступают проще: меняют правила игры, чтобы у промышленников была возможность легально удешевить продукцию. Пускай и сомнительным способом с биологической точки зрения. Получается дешево, сердито, но не всегда вкусно и даже безопасно для здоровья. Как минимум, бесполезно.

    Так хочет потребитель?! Он голосует рублем?! И правда, и ложь одновременно. На заре обострения конкуренции, пару десятилетий назад, не исключаю: от рядового покупателя что-то зависело. Сегодня — ровным счетом ничего. В каждом товарном сегменте «засели» крупные производители, поставщики, продавцы. И через их монастырь со своим уставом не прорвешься.

    А потребитель? Да он, бедняга, и не узнает никогда, что существует более дорогой продукт. Как он может проголосовать за сырок, мороженое, хлеб, даже более дорогой, если таких видов продукции в магазине просто не окажется? Ни теоретически, ни практически это невозможно.

    Уже даже сомневаешься, живешь в век «взрыва» технологий или их стагнации. Вроде бы научный прогресс есть, но он движется, чтобы сделать все дешевле и… в конечном итоге хуже по качеству. С каждым годом бытовая техника ломается быстрее, автомобили стремительно ржавеют и разваливаются, трещат по швам джинсы и рубашки, да и с продуктами питания не все в порядке. Все становится каким-то одноразовым. Впрочем, потребителя уже никто не спрашивает: бери, что дают. Разве что подешевле можешь выбрать… Но в этом ли счастье?

    А ведь мы иной раз бездумно сравниваем цены на товары у соседей и у себя на родине. Удивляемся: там же дешевле? Но не всегда задумываемся почему. Ведь нередко за низким ценником кроются какие-нибудь производственные и технологические финты. Их невооруженным глазом и не сразу разглядишь. А у кого есть дома лаборатория? Поэтому более высокая цена далеко не всегда является следствием нерадивости или безалаберности производителя, а нередко — его честности и ответственности. Да, так уж устроен наш мир узаконенного и подпольного «производственно-ценового» мошенничества.

    Теги: 

Комментарии (0)