28 Апреля, 2024 Воскресенье

О безбарьерной среде для малышей и их родителей

  • Дмитрий Умпирович 03 сентября, 2015 в 16:07 Русский
    0

    Бочкой меда в дискуссиях о демографии, в разговорах том, что государство поможет особо отличившимся в повышении рождаемости, стала недавняя новость о массовом новоселье. Три десятка многодетных семей получили долгожданные ключи от новых квартир, построенных в минском микрорайоне Михалово-2. От сладкого едва ли не сразу потянуло дегтем. В одном из подъездов сразу же обнаружился архитектурный изъян. Посадка в лифт возможна только со второго этажа. Чтобы затащить туда коляску, нужно для начала преодолеть три лестничных пролета.

    На подобные вещи многие, пожалуй, обратили бы внимание далеко не сразу. Но не молодые родители. На детали, которые раньше казались несущественными, я уже полтора года (а именно столько в сентябре стукнет сыну) смотрю широко открытыми глазами. Для тех, кто только-только стал мамами и папами, они вдруг превратились в трудно преодолимые преграды. В такие минуты осознаешь: размышления о безбарьерной среде – это крик души не только людей с ограниченными возможностями. 

    О проектировщиках и архитекторах, работавших в перестроечные времена, я перестал думать хорошо еще тогда, когда жена ходила с округлым животиком, и мы с ней занимались выбором первого транспорта для нашего будущего малыша - коляски. Заходя в гости к друзьям, переехавшим жить в новостройки, волей-неволей начинал им завидовать по-белому. Лифты в таких домах - широченные, к ним не надо подбираться через целый пролет. В подъезде же, где мы жили, пока ребенку не исполнился год - зашел в парадные двери, взял тяжелую коляску с дремлющим сыном в руки и тащи ее по узкой лестнице десять ступенек. Затем попытайся ювелирно закатить в лифт. Тонкие маневры! Расстояние между створками - всего 58 сантиметров. Причем двери постоянно норовили закрыться самостоятельно. Небезопасно. Хотя, чего уж там, производители давно сумели приспособиться под правила игры, установленные еще в советские годы. Найти коляску с необходимым расстоянием между колесами в итоге оказалось не самой трудной задачей. 

    Раньше, в эпоху моего беззаботного детства, было попроще. Чтобы попасть во двор, заветные десять ступенек можно было и не преодолевать. Во многих подъездах архитекторы предусматривали колясочные и "черный" вход. Однако удобство молодых родителей быстро поглотил вопрос квартирный. В конце 90-х ряд колясочных перевели в разряд жилплощади... 

    Преодолевали и другие барьеры. Пока сынишка день за днем познавал мир, папа раз за разом познавал окрестности. Район моего детства – Кунцевщину - строили на холмах. Среди ее архитектурных изысков - всевозможные лесенки. Ребятне хорошо - горок, откуда зимой можно покататься на санках, предостаточно. Однако спустить коляску даже по недавно возведенным лестницам - та еще работа. Проектировщики вроде бы предусмотрели сбоку пологий спуск со ступеньками посередине. Ан нет... Колеса многих современных колясок попросту не попадают в колею. При реконструкции ближайшей к родительскому дому улицы Притыцкого резонно обустроили пологие съезды. Почему внутри микрорайона не догадались? Впрочем, район району рознь. В Малиновке, куда мы переехали, везти коляску или велосипед гораздо проще. Редко, где можно наткнуться на бордюрный камень. 

    «К барьеру» порой хочется вызывать и коммунальников. Типичная проблема - дорожки, по которым можно возить коляску, поросли травой. Асфальт раскрошился. Ямка на канаве. Сын уже с самых первых дней знал, как себя чувствует человек при турбулентности в самолете. И я в который раз позавидовал жителям новых микрорайонов... А главное - наши дворы уже не предназначены для гуляния. Там хозяйничают не дети - машины. Одни беспардонно заезжают прямо к границам детских площадок. Другие вроде бы и стоят на проезжей части, но их багажники нависают над тротуарами. А мне куда прикажете? В кусты? Нет уж, пожалуй, лучше в объезд - по разбитым дорогам… 


Комментарии (0)