17 Октября, 2018 Среда

Транспорт в экономичной версии

  • Дмитрий Умпирович 14 февраля, 2018 в 10:58 Русский
    0

    Жалоб на работу общественного транспорта с каждым годом все меньше. Минские транспортники буднично отчитываются: перевезли за год 800 миллионов пассажиров, открыли пять маршрутов, изменили еще несколько, обеспечили сообщением районы–новостройки. А большая часть сбоев в движении и задержек — не по их вине, они и сами стали заложниками оживленного города. Впрочем, на одной болевой точке внимание все же концентрируют. Мол, большая часть имеющегося подвижного состава — уже «пенсионеры», на поддержание работоспособности которых требуется уйма сил и средств.

    Конкретные цифры приводит директор ГУ «Столичный транспорт и связь» (оператор городских перевозок) Валерий Шкуратов. Средний возраст минских автобусов и троллейбусов — 9 лет. Нормативный срок эксплуатации — 10. Транспорт устарел морально. Только три четверти от общего количества — полностью низкопольные. Наши трамваи — так и вовсе прошлый век. А ведь для многих инвалидов каждая ступенька — непреодолимая преграда. Транспорт устарел физически. Чтобы он оставался безопасным, на его текущее содержание нужно выкладывать огромные деньги. Скажем, в прошлом году такие расходы возросли на 37%, в этом должны вырасти еще больше. Полутысяче единиц подвижного состава и вовсе, по сути, «продлили жизнь» — провели так называемый углубленный ремонт. Но из эксплуатации выводят только те, которые уже вряд ли восстановишь. По–другому никак. Иначе не на чем будет ездить.

    Норматив Министерства транспорта и коммуникаций: каждый год подвижной состав должен обновляться примерно на 10 процентов. Увы, но последняя массовая поставка городских автобусов пришлась на 2014–й, когда в Минске проходил чемпионат мира по хоккею. В 2015–м и 2016–м город закупал преимущественно троллейбусы (10 экспериментальных газовых автобусов, работающих в пригороде, не в счет). В прошлом году — исключительно электробусы. Когда последний раз на маршруты выходили новенькие трамваи, наверное, никто и не вспомнит (интернет сообщает: в 2011–м). Поэтому о поставке начиная с мая 300 автобусов МАЗ и к концу года 60 электробусов от «Белкоммунмаша» нынче говорят как о возможности не только обновить «лицо города», но и оптимизировать затраты.

    Задумываешься: обратил бы кто–то внимание на эту проблему, если бы на носу не маячили Европейские игры? Ведь любое международное мероприятие — это одна огромная выставка достижений народного хозяйства (в данном случае показ возможностей наших гигантов автомобилестроения). Это раз. Перед гостями ударить в грязь лицом ни в коем случае нельзя. Неспроста электробусы собираются пустить по проспекту Победителей. Это два. Болельщиков и спортсменов нужно из точки А в точку Б перевозить. Это три. Подсчитано: только на обслуживание подобных состязаний дополнительно понадобится как минимум 350 единиц подвижного состава. Не доверять же такое ответственное задание видавшим виды «старичкам», которые того и гляди подведут: откажут, заглохнут... Впрочем, и они пока все же поработают. Иначе как удовлетворить ежедневные транспортные нужды большого города?

    Обновиться «на широкую ногу», однако, вряд ли получится. Скажем, приобретать автобусы и электробусы, уже известно, собираются в версии «лайт» — без кондиционеров. По соображениям экономии. Несмотря на то, что кондиционеры в транспорте — давно «маст хэв». Но для транспортников это дорогое удовольствие: говорят, сегодня кондиционер — это плюс 10 процентов к стоимости автобуса и плюс 20 процентов к стоимости электробуса. Где взять деньги? Короткий автобус МАЗ стоит около 135 тысяч долларов, длинный — около 170, электробус — около 475 тысяч долларов. Во сколько обойдется оборудование их кондиционерами, подсчитать несложно. Так, может, за эти деньги все же закупить еще десяток–другой машин?

Комментарии (0)