26 Апреля, 2024 Пятница

Бушует ювенальное море

  • Полина Конога 26 мая, 2016 в 11:37 Русский
    0

    Девятиклассник напал на педагога и нанес несколько ударов ножом. Как? За что? Почему? Хорошие характеристики и благополучная семья, с одной стороны, с другой – «строгая и требовательная» 57-летняя учительница. Эти сухие факты пока все, что мы знаем о случившемся на днях в одной из минских гимназий. Несмотря на малочисленные подробности, история получила небывалый резонанс, а простые обыватели сразу разделились на два противоположных лагеря.

     Раньше подобные кровавые сводки приходили к нам в основном из-за океана: чаще всего из США, где стрельбой уже никого не удивить. В феврале 2014-го страшная история произошла в московской школе: десятиклассник Сергей Гордеев прямо на уроке застрелил учителя географии, а затем убил полицейского.

    15-летний отличник расстроился из-за двойки… Впоследствии суд признал подростка невменяемым и приговорил к принудительному лечению. Подробности случившегося в гимназии № 74 Минска пока неизвестны. Комментаторы выдвигают разные версии, эмоции зашкаливают: от «учитель довел» и «сама спровоцировала» до радикально противоположного – «социально опасного старшеклассника посадить», «общество деградирует», «родителей наказать».

    Не хочется заниматься морализаторством и скатываться в привычное «а вот в наше время…», но, боюсь, без этого никак. В районной средней школе 15—20 лет назад мы слышали порой от учителей разное. Нас могли назвать тупыми, а уровень знаний охарактеризовать как «ниже городской канализации». Бывало, моих одноклассников выгоняли из кабинета, ставили двойки, да и что уж там — «колы». Кто-то из учителей нагонял страх строгостью и требовательностью, кто-то предпочитал воздействовать словом. Как бы то ни было, ничего из ряда вон выходящего. Мы тогда знали одно: ты можешь думать об учителе что хочешь, но это твое сугубо личное мнение, которое стоит держать исключительно при себе. Крайне редко это был страх, чаще – уважение, всегда – абсолютное принятие авторитета учителя. Это было аксиомой. Нам с первого класса вкладывали в голову: педагог в школе — это не просто человек, обучающий грамоте, но еще и родитель. А уж сколько сочинений и изложений было написано по знаменитому стихотворению Некрасова «Учитель! Перед именем твоим позволь священно преклонить колени!».

    Даже самым отпетым хулиганам не приходило в голову оскорбить математичку или англичанку в глаза или, упаси бог, причинить увечье. Максимум, который был в мои школьные годы, – засунутые в замок спички, которые не позволяли открыть кабинет, да рассыпанный мел на стуле. Пожалуй, на этом месть за строгость и требовательность заканчивалась.

    Сегодня все сплошь — натуры тонкие и чувствительные. Некоторые школьники в старших классах требуют, чтобы к ним обращались исключительно на «вы». Получил оценку ниже среднего – значит, учитель намеренно «валит». Ну а замечание из уст наставника и вовсе трансформируется в «оскорбление личности». Отдельные психологи с «громкими» фамилиями подливают масла в огонь: нельзя посягать на свободу ребенка, его личное мнение и пространство нужно уважать. Пропагандисты ювенальной юстиции и вовсе провозглашают: права ребенка — в приоритете над правами взрослых! В этой системе координат выгнать ученика за отвратительное поведение из класса – значит, нанести ему психологическую травму. А уж если родитель заставит чадо помыть посуду или вынести мусор против его воли, продвинутый отпрыск может еще и обвинить в эксплуатации детского труда. В 30 регионах России, где проводят эксперимент по работе такой системы, официально зафиксирован резкий рост преступности среди несовершеннолетних. В Европе, где история ювенальной юстиции действует не один десяток лет, за последние годы число преступлений, совершенных детьми до 18 лет, возросло на 30%.

    Комментатор на одном из сайтов, обсуждая инцидент в минской гимназии, высказался так: «Учитель сейчас не имеет реальных рычагов влияния на ученика. Детям рассказывают все вокруг про права, но не рассказывают про обязанности. В мое время можно было легко отхватить указкой по заднице. Это действовало. С некоторыми детьми так и надо. А сейчас за это можно сесть. Вот и получается: теряем молодежь». Лично я эту позицию разделяю. А еще вспоминаю такую фразу: свобода махать руками заканчивается там, где начинается чужой нос. И в данном случае никакое обывательское и субъективное «довела» не оправдывает поступок девятиклассника.

     

    konoga@sb.by

Комментарии (0)