13 Октября, 2024 Воскресенье

Сергей Гайдукевич: «Все кандидаты в равных условиях»

  • 26 сентября 2015 Выборы-2015 Русский 0

    Председатель Либерально–демократической партии Сергей Гайдукевич считает себя политиком опытным и харизматичным. Правда, ни его опыт, ни харизма во время прошлых избирательных кампаний не позволяли ему набрать больше 3,5% голосов избирателей. Но такое положение вещей его мало смущает. Свои прежние поражения он склонен считать, скорее, победами. Он остался верен себе и во время нынешних выборов с упорством, которому могут позавидовать многие, вновь принялся штурмовать высший политический Олимп.

    Мы пригласили кандидата в Президенты в редакцию, чтобы в спокойной обстановке расспросить о нынешней политической платформе и его отношении к выборам. 

    — Сергей Васильевич, для вас это уже четвертая президентская гонка. По этому поводу Лидия Ермошина даже окрестила вас «ветераном избирательных кампаний». В чем для вас заключается принципиальное отличие этих выборов от предыдущих?

    — И международные наблюдатели, и простые граждане видят, наверное, все очевидные перемены, которые произошли. Вы знаете, раньше президентская избирательная кампания проходила так: о кандидате в Президенты большая часть населения узнавала только после его регистрации. Раздали нам кандидатские карточки, показали это по ТВ, дальше два выступления по 30 минут по телевизору, листовки — вот и все. Особо не разгонишься. Нет, я никоим образом не хочу сказать, что раньше у нас выборов не было. Были выборы, но просто проводить их можно по–разному.

    Сегодня многое изменилось. Все кандидаты в равных условиях. Я ни в одной стране мира не видел, чтобы государственное телевидение за каждым кандидатом в Президенты ездило практически каждый день на любые его пикеты и снимало об этом репортажи. Не частное ТВ, замечу, а государственное. Да и пикеты нам теперь разрешают ставить где мы только захотим. У нас заказ на 541 пикет на постоянной основе, и стоят они везде, где мы только просили. Многие из них находятся в самом центре Минска — на «Комаровке», у крупных супермаркетов. Короче, ставь своих людей где хочешь!

    — А как проходил сбор подписей! Некоторым товарищам хотелось даже сказать: хватит пиариться, иди уже подписи собирай, сколько можно сокрушаться, что ничего тебе делать не дают. Все дают. Но, по–видимому, у этих претендентов на президентский пост задачи стояли совсем другие. А так, в принципе, если у кандидата в Президенты есть хорошая команда, то для продвижения возможности для него сейчас огромные. Я вам больше скажу: во время нынешней президентской кампании даже у простого человека с улицы при ежедневном показе его по телевизору был бы шанс раскрутиться. 

    — Хотелось бы обратить внимание на необычную подачу вашей предвыборной программы. Пиарщики, готовя ее, явно переусердствовали, упомянув вашу фамилию... 38 раз. И дальше идут одни глаголы: «Гайдукевич знает», «Гайдукевич уверен». С точки зрения нейролингвистического программирования сделано, наверное, грамотно — запоминается. Но вот конкретику, выраженную в цифрах, мы находим лишь в двух местах: «50 тысяч членов ЛДП» и «3 года бесплатной аренды пустующих зданий для предпринимателей».

    — Кто интересуется партией, развернутая версия программы висит на нашем сайте. Обычно подробности с цифрами или структурными изменениями озвучиваются не в основной программе, а на встречах с избирателями. Цифры сами по себе людям не так интересны. Они обращают на них внимание только в тех случаях, когда речь заходит о пенсионном обеспечении и когда идет обсуждение уровня зарплат. А так у меня одно выступление о пенсионном обеспечении и введении пенсионных фондов, наверное, минут сорок займет. Не каждый это выдержит. Можно, конечно, было бы привести пару числительных, например, заявить всем «повышаю пенсию в два раза», но это было бы глупо, и это был бы популизм. Такая цифра у любого нормального человека, более–менее знакомого с экономикой, вызовет только раздражение. Цифру ведь назвать очень легко, а ведь ее надо еще обосновывать, используя реальные данные. А заявления типа «я увеличу к концу года промышленность на 15%» обычно не имеют в своей основе ничего, кроме попытки привлечь к себе внимание. А мне привлекать внимание не надо, я — харизматик. Я чувствую и знаю, что именно людям нужно говорить. 

    — Вы выступаете за превращение Беларуси в «восточнославянскую Швейцарию» И, знаем, многим этот образ нравится: небольшая, уютная, нейтральная и финансово успешная. Но они у себя спрашивают: а удастся ли, мол, это сделать при балансировании между Россией и Западом?

    — Географическое положение, следует признать, у нас все–таки очень выгодное, и мы должны стремиться находить баланс там, где он пока еще не найден. В последнее время это и делает руководство страны — старается выстраивать отношения с Западом. Создает пошаговую стратегию сотрудничества, в первую очередь с нашими приграничными друзьями — Польшей, Литвой, Латвией. Да, при этом где–то мы идем на уступки, но это важно, ведь в таких моментах важно уметь слушать друг друга.

    Сейчас наша позиция хорошая, европейцы тоже обратились в слух, ведь мы предоставили им хороший повод, продемонстрировав свою миролюбивую позицию по украинскому вопросу. Это прекрасная позиция, я ее полностью одобряю и поддерживаю, площадками «Минск–1» и «Минск–2» я просто горжусь. Да, мы находимся на каких–то политических качелях, но в этом нет ничего страшного. Для этого, может быть, нам приходится идти на какие–то компромиссы, которые не всем понятны. Но руководству страны надо в данном случае думать о людях. Да, Россия — это для нас традиционное направление. Но и Россия, и Европа — эта наша история, и мы должны пытаться смотреть на эту историю с разных сторон. Я считаю, что белорусы должны гордиться любым нашим прошлым.

    На встречах с европейскими коллегами я всегда говорю только одно: надо снять санкции с Беларуси. Мы ведь имеем такую маленькую историю — всего 25 лет суверенитета, а у вас, у большой Европы, было так много времени на то, чтобы разобраться в том, как надо жить и развиваться. Белорусы ведь и сами заинтересованы в вопросах развития гражданского общества, и власть наша в последнее время показывает эту заинтересованность. 

    — Нынешние выборы, как следует вас понимать, в вопросах общения с европейцами — это момент истины?

    — Да, момент истины. Я на встрече с миссией БДИПЧ ОБСЕ так и сказал: если хотите, чтобы наша страна развивалась, снимайте санкции! Не ради власти, ради белорусских людей. Или вы думаете, что я тоже несу ответственность за происходящее в Беларуси? Как меня там в интернете назвали — «спарринг–партнером власти»? Во время нынешней президентской кампании все, кто в ней участвует, наверное, по нескольку раз друг друга обвинили невесть в чем и назвали спарринг–партнерами или агентами КГБ. Просто если у меня мнение по многим вопросам с властью может совпадать и я могу найти общий язык с ней, то это скорее достоинство, чем недостаток. Или у вас в Европе политические партии приходят только для того, чтобы свергать власть? Если человек имеет свою точку зрения, которая заключается в том, что он соглашается с позицией власти, а не строит свою политическую карьеру только на критике, то это не так уж и плохо. 

    Нынешние выборы — хороший показатель того, как хорошо мы относимся к Европе. Я понимаю, что все демократические нормы выполнить невозможно. Демократия — она ведь одна для всех, но формы подхода к ней совершенно разные. Но если я убежден, что имеют место быть серьезные изменения в выборной системе, то так и есть. Уж кому–кому, а мне в этом вопросе верить можно. Я в выборах не первый раз участвую и имею право сравнивать. У нас произошел огромный прорыв, и европейцы отрицать этого не могут. 

     

    matveev@sb.by, benko@sb.by

    Советская Белоруссия № 185 (24815). Суббота, 26 сентября 2015

    Автор: Василий МАТВЕЕВ, Александр БЕНЬКОСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)