13 Октября, 2024 Воскресенье

Николай Улахович: «Давно пора ввести систему платного здравоохранения»

  • 29 сентября 2015 Выборы-2015 Русский 0

    Николай Улахович приехал в редакцию на метро. И тем самым добавил еще один штрих к своему пестрому портрету. Кандидат в Президенты. Глава Белорусской патриотической партии, заместитель председателя Минского облпотребсоюза и даже казачий атаман. Все это в одном лице.

    Чем же все–таки его платформа принципиально отличается от проводимого в стране курса? В чем сильные стороны его программы по сравнению с другими кандидатами? Об этом Николай Улахович энергично рассуждал во время беседы с журналистами «СБ».

    — Николай Дмитриевич, что побудило вас, верховного атамана «Белорусского казачества», главу Белорусской патриотической партии, ступить на тернистый путь президентской гонки? В своих интервью вы неоднократно заявляли, что из нынешних выборов некие силы хотят устроить балаган... Вы о чем?

    — Да, действительно, я долгое время не занимался политикой: партия существует еще с 1994 года. Я стал ее лидером в 1999–м. Я был занят производственно–хозяйственной деятельностью, никуда не лез — и все это меня устраивало. Но когда начали происходить украинские события и показал себя во всей красе «Правый сектор», я сильно забеспокоился: вдруг подобное случится у нас? В этой непростой обстановке твердо решил обозначить свою патриотическую позицию.

    — Известно, что после выдвижения вашей кандидатуры на пост Президента возникли трения со «Всебелорусским объединением казачества». Вас даже грозятся снять с почетной должности атамана...

    — Скажу коротко: некоторые ребята хотят пропиариться на фоне президентской кампании. А отношения между нами не портились, их никогда не было. Снять меня с должности этим господам не по силам: мы сами себе, они сами себе. Говорить тут особо не о чем.

    — Вообще, для многих наших избирателей не очень понятно, откуда исторически берут свои истоки казаки на Беларуси. Все–таки, согласитесь, казаки — это не белорусское движение...

    — Соглашусь. В 1654 году русский царь решил охранять свои границы. Он пригласил шляхтича Константина Поклонского, произвел его в полковники, дал денег и наказал строить Могилевский казачий круг. Тот его построил, поддерживал царя–батюшку, а потом предал и воевал на стороне Речи Посполитой. Там же и погиб. История, таким образом, не очень славная...

    — Вы неоднократно подчеркивали, что имеете не стратегические, а тактические расхождения с действующим курсом. Могли бы вы назвать главные из них?

    — Либерализация общественно–политической жизни. Партийное строительство. Выборность мэров городов, губернаторов. Не нужно бояться жестких мер в экономике. Нельзя каждой сестре давать по серьгам — чтобы что–то поднять и вывести из кризиса, нужно не пугаться это сначала обрушить. Господдержкой убыточных производств мы рождаем большое количество иждивенцев, которые не хотят трудиться. Они живут на незаработанные деньги. Такие люди просто числятся в отделе кадров, но не желают самостоятельно улучшать свою жизнь. Раз есть добрый царь, так зачем о чем–то беспокоиться, думают они. Может, тут в чем–то нужно последовать принципиальности Литвы и Латвии, где в один день тарифы на услуги ЖКХ подняли до уровня самоокупаемости: нате, как хотите, так и живите. Что еще бы я сделал иначе? Упразднил бы очереди на жилье. В них нужно оставить только сирот, детей–инвалидов и разве что тех, кто попал в пересменку между советской властью и нынешней. Признаю, хороший выход из положения — арендное жилье, которое недавно начали строить. Но при этом срочно нужно запускать ипотеку, иначе с нынешней зарплатой молодая семья едва ли сможет построить себе квартиру.

    — Ваши слова: «Беларусь должна быть независимой, но в союзе с Россией». Здесь ничего не сказано о характере сотрудничества с ЕС...

    — Да, в первой части все верно. Что касается Евросоюза, вопрос тут довольно сложный... Конечно, мы не должны жить отдельно от Евросоюза, нужно сотрудничать по всем направлениям, кроме военного. А вообще, мы должны развиваться как политическая площадка и мостик транзита между Востоком и Западом. Что сделал Евросоюз своим решением о введении санкций? Прежде всего обеднил нас. Но не только это, они пресекли поток контактов, вписав в список невъездных высокопоставленных чиновников. Не учли одно — менталитет: если я директор и поехать в ЕС не могу, неужели я отпущу туда своего подчиненного. Да никогда! Так прервался поток контактов на самых разных уровнях. И риск того, что мы так и останемся на орбите близких отношений с Россией, достаточно велик. После недавних встреч с европейскими послами я почувствовал: отношения нам придется выстраивать заново, фактически с чистого листа.

    — Вы против работы нерентабельных предприятий, чья продукция ложится на склад. Как планируете помочь тысячам человек, которые в этом случае неизбежно окажутся на улице?

    — Как помочь? Учить, заниматься переподготовкой специалистов, как немцы это делают после закрытия убыточных заводов. Почему власть все откладывает эту проблему в сторонку? Да потому, что это означает социальный взрыв. Но если мы не сделаем это за один раз или пошагово, этот социальный взрыв все равно рано или поздно случится: его устроит сама жизнь. Сейчас в стране тишина, но это может быть затишьем перед бурей — этого–то я и боюсь. Да, сейчас российский рубль пошел вверх — может, и проскочим. А если нет? 

    — Кандидат в Президенты Николай Улахович предлагает повысить зарплату врачам и учителям? Прежде всего интересно на сколько?

    — Я не о процентах. Я о том, что давно пора ввести систему платного здравоохранения, платного дошкольного, среднего специального и высшего образования. С преподавателями шутить нельзя: их и так осталось всего ничего — тех, кто реально может чему–то научить детей. Поэтому нужно, чтобы ставка автоматически давала педагогу хорошую зарплату.

    — Вы не один год проработали на руководящих постах в системе ЖКХ. Нареканий на ее работу от населения было и есть немало. Как следствие — началась масштабная реформа, первые шаги которой мы видим в Минске. Что бы лично вы хотели изменить в работе системы ЖКХ, каковы ее главные болевые точки?

    — Слушайте, кончайте вы эти реформы! Все эксперименты — это блеф. Эта система давно устоявшаяся: надо ее или полностью разрушить и создать новую, или прекратить всякие над ней эксперименты. Вопрос здесь в одном: государство стремится освободить себя от затрат на коммунальные услуги для населения. Это правильно, то же самое сделано в странах Европы. Но сейчас люди у нас не получают таких зарплат, чтобы полностью оплачивать эти услуги. Сокращаем мы работников ЖКХ или увеличиваем штат, от этого ничего не меняется. Там и так людей уже не осталось, дайте им спокойно работать.

    — Что вы будете делать после выборов в случае поражения?

    — У меня не будет поражений. Я уже выиграл. Во–первых, я понял, чем мне заниматься после выборов. Строить партию и идти на парламентские выборы, создавать фракцию в Палате представителей и бороться с Гайдукевичем, чтобы он имел в Парламенте меньше влияния, чем я. Ну а если люди все–таки выберут меня Президентом, я не дам никому возможности развалить страну. Для этого у меня есть и навыки, и амбиции, и авторитет.

     

    matveev@sb.by

    benkoa@sb.by

    Советская Белоруссия № 186 (24816). Вторник, 29 сентября 2015

    Автор: Василий МАТВЕЕВ, Александр БЕНЬКОСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)