19 Апреля, 2024 Пятница

Свет и тьма мозырских улиц

  • 20 января 2016 Происшествия Русский 0

    По статистике в более чем половине случаев наезды на пешеходов происходят в темное время суток, многие из них – на неосвещенных или плохо освещенных пешеходных переходах и дорогах. В таких условиях водители зачастую просто не имеют объективной возможности вовремя заметить идущего по дороге человека.

    24 ноября в 17.30 64-летний водитель, управляя автомобилем «Опель» и двигаясь по ул. Интернациональной, в районе СШ №8 совершил наезд на 38-летнего мужчину, который переходил проезжую часть по пешеходному переходу. В результате ДТП пешеход получил телесные повреждения и был доставлен в городскую больницу.

    10 декабря в 7.50 житель г. Мозыря, управляя автомобилем «Toyota Land Cruiser» и двигаясь по пл. Ленина, в районе магазина «Евроопт» совершил наезд на двух пешеходов, переходивших проезжую часть по пешеходному переходу. В результате ДТП оба пешехода получили серьезные травмы (у одного – перелом ноги, у второго – открытая черепно-мозговая травма). Бригады скорой помощи доставили пострадавших в больницу.

    Что общего между этими дорожно-транспортными происшествиями? Правильно, все они произошли в темное время суток. По статистике в более чем половине случаев наезды на пешеходов происходят в темное время суток, многие из них – на неосвещенных или плохо освещенных пешеходных переходах и дорогах. В таких условиях водители зачастую просто не имеют объективной возможности вовремя заметить идущего по дороге человека.

    IMG_7185

    Почему так происходит, и кто виноват? Водители в один голос обвиняют пешеходов в невнимательности и самоуверенности, а пешеходы говорят о наглости людей за рулем, которые чуть ли ни на каждом метре нарушают правила дорожного движения. Как мне кажется, такая война будет бесконечна, пока будут водители и пешеходы. Однако, изучив сотни мнений противоположных сторон, я отыскал одну закономерность. Как правило, с наступлением темноты или когда еще не рассвело, на помощь водителям и пешеходам приходит уличное освещение. Это здорово! Но, оказывается, светло далеко не везде. Я не беру во внимание дворовые территории. Сегодня мы говорим об освещенности пешеходных переходов – мест, где пересекаются пути двух противоборствующих сторон – пешехода и водителя.

    О том, насколько важен свет, прекрасно осведомлены все. Даже те, кому приходится его временно ограничивать. К слову, в Мозыре, как и в других городах, за освещенность улиц отвечает предприятие системы «Горсвет», входящее в состав местного ЖКХ. Работает оно автономно и финансово полностью зависит от райисполкома. Именно власть дает команду «включить» и «отключить». Оно же следит за общим состоянием освещенности вверенной территории. На предприятии есть своя круглосуточная диспетчерская служба, которая принимает замечания по недостатку света. Что же касается «Гор-света», то его руководство совместно с генеральным директором ГП «Мозырский райжилкомхоз» разрабатывает свой график включения или вы-ключения фонарей, который напрямую зависит от астрономического времени. При неблагоприятных погодных условиях свет, к примеру, вечером или утром могут включить на 10-15 минут раньше. График легко корректируется.

    Однако аргумент у руководителей всегда один: экономия бюджетных средств. Но насколько правильная такая экономия, и к чему она может привести? Коль мы заговорили о дорожно-транспортных происшествиях на пешеходных переходах в темное время суток, то мне ничего не оставалось, как залить в бак машины пару литров и совершить «экскурсионную» поездку по городу Мозырю в один из декабрьских вечеров. Я хотел лично убедиться, насколько трудно быть водителем, обозначив тем самым наиболее проблемные пешеходные переходы нашего города в плане освещенности…

    IMG_7192

    …Итак, на часах 18.30. На улице темно. Люди возвращаются с работы, ученики – из школы. Самое время выезжать в город. Перед глазами – схема движения. Взяв старт от автошколы ДОСААФ, я тут же натыкаюсь на первый пешеходный переход (далее – ПП), который расположен перед рынком «Привоз» (напротив магазина «На ростанях»). Тусклый желтый свет одного фонаря даже недобивает до земли. Встречный автомобиль слепит мне глаза. И я, словно рассекреченный партизан, крадусь на второй передаче к ПП, по которому в этот момент идут дети. Их я замечаю только на расстоянии 3 метров и во-время останавливаюсь. Благо двигался с небольшой скоростью. Дальше еще два ПП, которые тоже освещены слабо. Поворачиваем на Ульяновскую. Движемся к магазину «Евроопт». Впереди – оживленный пешеходный переход. И люди на нем практически незаметны. А ведь сколько здесь произошло ДТП с участием пешеходов. Почему я так подробно остановился на описании проезда данных ПП? Для того чтобы еще раз заострить внимание всех заинтересованных служб на проблеме освещения наиболее оживленных переходов. В течение часа я проехал по центральным (подчеркну это слово!) улицам города и отметил для себя около 20 таких проблемных ПП. Да, большинство переходов освещено, пусть не идеально, и пешеходы на них уже не кажутся загадочными черными ниндзями, резко выскочившими на дорогу. К слову, про идеал. Выезжая на редакционное задание, я задал себе вопрос: «Где в Мозыре есть идеальное освещение улицы и (или) пешеходного перехода?» Поначалу вообще не мог вспомнить такое место. «А есть ли оно вообще в Мозыре, и какое значение брать за идеал?» – с удивлением спрашивали меня друзья. Оказывается, есть государственный социальный стандарт №7 по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства, который утверждает, что в населенных пунктах должно быть освещено не менее 80 процентов улиц. Как считается эта цифра? Довольно просто. Километры подсвеченных трасс делят на общую протяженность дорожного покрытия. Как правило, большинство населенных пунктов, в их числе и Мозырь, с этим нормативом справляется чуть ли не на «отлично». Вот только как светит фонарь, и куда направлен свет от него? Это другой, наиболее острый, вопрос. В каждом городе обязательно найдется свое «темное место», и не одно, которое запросто можно отнести к категории «опасное». Я приведу несколько ПП в Мозыре, на которых необходимо за-острить внимание, пока там не случилась очередная беда:

    — ПП в районе пересечения ул. Интернациональной и ул. Ульяновской (около камня);

    — ПП по ул. Ульяновской (напротив магазина «Евроопт»);

    — ПП при повороте с ул. Ульяновской к рынку «Привоз»;

    — два ПП по б. Дружбы от спорткомплекса ОАО «Мозырьсоль» до магазина «На ростанях»;

    — два ПП в районе остановки «Горбольница» (перед остановочным пунк-том по маршруту №14 и после поворота к политехническому колледжу);

    — ПП по ул. Мира напротив город-ской больницы;

    — ПП между остановочным пунктом «Бассейн» и Лельчицким перекрестком;

    — участок дороги от Лельчицкого перекрестка до «горбатого» моста (несколько ПП практически не освещено!);

    — ПП в районе СТК «Старт» (травмоопасный переход!);

    — ПП около магазина «Евроопт» по ул. Малинина;

    — два ПП на новой объездной дороге (4-полосная трасса освещается только с одной стороны);

    — ПП после автовокзала по направлению к ул. Пролетарской (при спуске с горы);

    — три ПП на небольшом участке от аптеки по ул. Рыжкова до магазина «Евроопт»;

    — ПП перед подъемом на Курган Славы по направлению к 4-му микрорайону;

    — два ПП по ул. Интернациональной (СШ №8 и стоматологическая поликлиника);

    — ПП около бывшего ресторана «Папараць-кветка» (остановка «Арена»);

    — ПП в районе пересечения улиц Мира и Интернациональной.

    Можно было назвать еще парочку переходов, но пока остановимся на этих.

    Отдельная тема – перекрестки. В Мозыре практически все крупные перекрестки освещены плохо либо вообще погрузились в вечную темноту. А ведь на них тоже есть пешеходные переходы. Хорошо, когда они регулируемые. Как, например, в торговом центре на пересечении улиц Мира и Рыжкова. Уже по своей рельефности (в сторону 16-этажного здания идет спуск) он сложен вдвойне. А тут еще слабое освещение. Что самое интересное, трамвайные пути, проходящие рядом, освещены лучше, чем проезжая часть. Благо сейчас хоть как-то спасает праздничная иллюминация. А что будет после? Следующий перекресток – пересечение улиц Рыжкова и Ульяновской в районе строящегося спортивного комплекса. Да, в этом месте, как и на б. Дружбы (от рынка «Привоз» до бобровского озера), нет осветительных столбов. Но надо искать пути решения данной проблемы, пока не случилась беда. Я думаю, меня поймут и поддержат все водители, которые ежедневно проезжают этот перекресток, двигаясь от Кургана Славы в сторону музыкального колледжа. Повернув налево, тебя тут же ослепляют встречные автомобили… А ведь прямо перед носом – пешеходный переход.

    Вообще, надо сказать, особую опасность представляют нерегулируемые перекрестки. Один из таких – пересечение ул. Ульяновской и б. Дружбы (около ТЦ «Global Market»). Проблемным он видится тем, кто поворачивает с Ульяновской налево к рынку «Привоз». Сразу за поворотом – пешеходный переход. Причем нередко там стоят встречные автомобили, из-за которых в любой момент может появиться пешеход. Следующий такой же перекресток мы имеем на Малинина возле «Евроопта». Там уже давно напрашивается светофорный объект, учитывая, какой поток машин проходит через него. Но все, как известно, упирается в финансы. Поэтому лучше установить дополнительный фонарь, который бы нормально освещал пешеходный переход.

    Уверен, мне сейчас возразят, что опять дополнительные затраты и непредвиденные расходы. Не спорю. Но на здоровье и жизни граждан не следует экономить! К слову, данная проблема актуальна не только для нашего города. Во многих городах Беларуси тоже искали пути ее решения и нашли! Теперь на их улицах светло не в ущерб местному бюджету. Будущее – за светодиодами. Это выгодно, энергоэффективно и долговечно. Светодиодные лампочки делают у нас, их не нужно закупать за рубежом. Несмотря на то, что они дороже, подсчеты показали: затраты окупаются уже спустя три года. А затем потребитель и вовсе оказывается в плюсе. Ведь служит такая лампочка в 7 раз дольше в отличие, к примеру, от натриевой, которыми сегодня усыпан наш город. Кроме того, подобные светильники вибро-устойчивые и не боятся переменчивой погоды. Минск, Гродно, Полоцк, Жлобин, Щучин, Гомель, Светлогорск и другие города Беларуси уже используют на некоторых участках улиц такой тип освещения. С недавних пор к ним подключился и Мозырь. Многие жители и гости нашего города уже успели по достоинству оценить преимущества таких светильников. Улица Советская от пивзавода до пл. Ленина, пл. Примостовая, улицы Куйбышева, Пролетарская (подъем от Примостовой к «Спутнику»), Комсомольская (военкомат) – вот список тех участков города, где уже работают светодиоды. В ближайшее время к ним должен добавиться еще один участок ул. Советской от пл. Ленина до Примостовой.

    Я думаю, нелишним будет сказать, что у светодиодной лампочки другой спектр свечения. Фонари, которые в основном используют на наших улицах, дают тусклый желтый свет. Индекс светопередачи у них около 40 единиц. У светодиодной лампочки эта цифра равна 70-90 единиц. Водитель при таком освещении хорошо видит мельчайшие детали на дороге и сможет в случае аварийной ситуации среагировать максимально быстро.

    Осветить весь город светодиодными светильниками – дело затратное и сложновыполнимое. Поэтому для начала хотелось бы увидеть освещенными хотя бы пешеходные переходы, ступая на которые, человек будет знать, что его заметят водители и остановятся. А еще лучше никогда не спешить при переходе проезжей части. И идти только тогда, когда убедитесь в безопасности своего действия. Пусть вы лишнюю минуту подождете на тротуаре, чем потом месяцами будете на больничном или, не дай Бог, останетесь инвалидом, не говоря уже о трагическом исходе. Здоровье и жизнь – в наших руках! Берегите себя!

    P.S. Выражаю особую благодарность Андрею Ахраменко и Денису Сербантовичу за помощь в подготовке материала. Приглашаем читателей к обсуждению данной темы на нашем сайте: www.mazyr.by и в группах соцсетей: vk.com/mazyr_by и ok.ru/mozyrnews.

     

    Автор: Сергей БОРОВИКЖыццё Палесся

Комментарии (0)