25 Апреля, 2024 Четверг

Предприниматель из Лельчиц подозревается в сокрытии от бюджета трех с половиной миллионов долларов

  • 21 января 2016 Происшествия Русский 0

    В ЭТОМ небольшом полесском райцентре предприятий раз два и обчелся. Местные жители по этому поводу  с черноватым юморком  шутят: у нас два своих известных олигарха. Один делает бизнес на вине, второй — на памятниках для тех, кто его пьет. Недавно против производителя хмельного напитка возбуждено уголовное дело. Он подозревается в том, что скрыл от налогов астрономические для этих мест 70 миллиардов рублей, а позже и сам скрылся  за границей. В поселке с населением 10 тысяч об этом только и разговоров. «СГ» заинтересовалась главными действующими лицами столь резонансного события.
     

    Завод по производству вина, который находится в промышленной зоне на окраине Лельчиц, создал Леонид Коледа — известный бизнесмен, фамилия которого в областном топе лучших. В конце 80-х он выкупил убыточный консервный завод, наладил производство, создал около 300 рабочих мест. Кроме классического вина здесь делали соки, газировку, квас, заготавливали ягоды, грибы, замораживали и поставляли за рубеж. Вино, кстати, часто становилось призером всяческих конкурсов. 

    ОДНИМ этим производством бизнесмен не ограничился. Около 10 лет назад открыл новый рынок в довольно удобном месте: рядом автостанция, банк. Так в городке их стало два, а у покупателя больше выбора. Ну и сеть продуктовых магазинов Коледы сильно потеснила на рынке другую торговую сеть. 

    В 2000-х Леонид Коледа выкупил убыточное сельхозпредприятие в деревне Острожанка. Принимал хозяйство коммерсант с 234 головами скота. Вложенные деньги поначалу уходили на ветер — а как иначе, если падеж скота достигал 40 процентов. И все же в конце концов 11 миллиардов рублей начали давать отдачу. 

    Особенно когда коммерсант начал привлекать для работы… граждан из Узбекистана. В районе, кстати, не были против: рабочих рук на селе не хватало. В итоге хозяйство в Острожанке стало выкарабкиваться из ямы, а количество скота выросло  до 1270 голов. 

    Нашлись, правда, и недовольные. Шум подняли местные жители. Многих из них, как оказалось, новый хозяин уволил. Зато бригада узбеков работала без всяких несуразностей, которые, как известно, возникают на селе после выдачи зарплаты, и с двойной отдачей.

    Но и для некоторых из них хлеб оказался с горьким привкусом. Пятеро сбежали… в лес. А как вернулись, настойчиво попросились на родину. Ситуацию в СМИ тогда прокомментировал сам Леонид Коледа: ребята, мол, устали, все-таки сельское хозяйство, труд тяжелый. Вопрос один, правда, напрашивается: будут ли бежать от тяжелого физического труда те, кто привык к нему?  

    В Острожанку разбираться в ситуации прибыла даже комиссия во главе с председателем райисполкома. На тот момент его возглавлял Александр Копытков:  

    — Письменных жалоб от сельчан в райисполком не поступало. В сельсовет приходили и устно жаловались на ситуацию в хозяйстве. Ходили слухи по деревне, что их заставляют работать чуть ли не с применением физического насилия.  Пытался разобраться. Направил главврача с комиссией,  но следов побоев ни у кого не обнаружили.  

    История эта тем не менее получила широкую огласку, а Коледа попал под следствие и несколько месяцев провел в изоляторе. Дойное стадо его выкупили по госцене и распределили по сельхозпредприятиям района. Землю изымать не стали — прокуратура посчитала необоснованным подобное решение. Кстати, и некий Шамаев, занимавшийся поставкой узбекских гастарбайтеров, получил пятилетний срок в белорусской колонии за незаконное удержание человека и некоторые сопутствующие деяния.

    А Коледа, уголовное преследование которого было прекращено, позже организовал в хозяйстве откорм крупного рогатого скота. Свободные рабочие Востока, правда, сюда больше не приезжают. 

    У БИЗНЕСМЕНА и до этого были проблемы с законом — он обвинялся в неуплате налогов, и 14 августа 2008 года Мозырский межрайотдел УДФР КГК возбудил против него уголовное дело. Ему инкриминировалась неуплата налогов более чем на 780 миллионов рублей за проданную в 2005—2007 годах алкогольную продукцию. Тогда предприниматель возместил ущерб и был помилован. 

    В 2012 году в законную силу вступил приговор по двум статьям — за выманивание кредитов (их пытался получить около пяти) и вновь уклонение от уплаты налогов. Предприниматель ввел в бухгалтерский учет товарно-транспортные накладные, где указал завышенные затраты. Ущерб — около 812 миллионов. Приговор суда — ограничение свободы на 5 лет.  

    Через такие вот тернии прошел на своем бизнес-пути Леонид Коледа. Теперь в поле зрения правоохранительных органов попал его сын Егор, который в последнее время был генеральным директором того же винного завода в Лельчицах. Версия происходящего в их изложении такова. Предприятие никак не удавалось проверить по части соблюдения финансовой дисциплины: то ремонт на заводе идет, то вообще пожар случился, и бумаги нужные сгорели. Но когда проверка все же нагрянула, выяснилось, что предприятие утаило налогов на 3,5 миллиона долларов.

    О том, что, не заплатив налоги государству, Коледа-младший не отказывал себе в аренде плавсредств, отдыхе в других странах, оплате счетов за связь, ежемесячной зарплате в 95 миллионов рублей, из средств массовой информации уже известно.  

    Гендиректор подозревается и в том, что два года поручал одному из подчиненных давать в налоговую неверные данные на акциз и НДС, поделился с «СГ» информацией начальник Мозырского межрайонного отдела УДФР КГК по Гомельской области Юрий Семенчуков.

    Егор Коледа в розыске. Его отец и учредитель «РОСТа» Леонид Коледа от комментариев отказываться не стал. Он пояснил «СГ», что сын за границей на лечении. Леонид Алексеевич уверен, что когда он выздоровеет, завод вновь откроется. Пока же работают цех по мясопереработке, сельхозпредприятие в Острожанке.

     

    Антон КАСПЕРОВИЧ

    Сельская газета

Комментарии (0)