24 Апреля, 2024 Среда

Берегись с автомобилем

  • 03 марта 2016 Происшествия Русский 0

    Машина давно не роскошь. Прошли те времена, когда на одном авто ездил дед, отец, а потом и внук. Желанием граждан обновить свой автопарк пользуются ловкачи. И, увы, довольно часто обводят доверчивых вокруг пальца. Каково это, остаться без машины, без денег и без надежды наказать обидчика, выяснила «Р». 

    Отправляюсь в Могилев, житель которого попал в неприятную историю. Увы, по собственной воле. Чтобы не запутаться в многочисленных, хотя и очень важных мелочах этой истории, остановлюсь на сути. Сергей Матюшин в мае 2011 года решил продать свой автомобиль «Фольксваген Джетта» 2006 года выпуска и купить другой — «Тойоту Камри». Новая машина с просторным салоном нужна была как воздух: у мужчины проблемы с опорно-двигательным аппаратом — поражены суставы рук и ног.

    Авто решил менять через модный нынче автохаус, поэтому прислушался к соседу, посоветовавшему обратиться к представителю одного из таких заведений — ОАО «СветАвтохаус». Сначала, признается Сергей, отдал машину и документы на нее, а через две недели еще и 2 тысячи долларов: именно столько не хватало на новую «ласточку». 

    «На этом наше общение закончилось — от продавца ни слуху ни духу. Разве что пришли деньги на мой счет, якобы компенсация. За что, до сих пор не могу понять», — разводит руками мужчина. Поняв, что попался на удочку, он написал заявление в милицию, в котором просил привлечь представителя к уголовной ответственности за мошенничество. В милиции факты проверили, но уголовное дело заводить не стали — по причине отсутствия преступления. И уточнили: представитель автохауса от факта продажи машины не отказывается и обязуется вернуть деньги в ближайшее время. 

    Только дальше уверений дело не пошло. Машину свою Сергей так и не увидел, равно как и денег за нее. «Да и нужна ли она сейчас мне? — задается он вопросом. — Ведь это уже скорее ржавая груда железа, три года простоявшая арестованной на стоянке в Подольске».

    Стоп. Почему в Подольске и почему стоит? Оказывается, машину продали через российский автосалон (!) россиянину. Он — добросовестный покупатель. Однако забрать машину тоже не может, потому что она в розыске. А в розыске, потому что ее искал хозяин (Сергей). Замкнутый круг и абсурд. «Как машина вообще попала в автосалон соседнего государства, если я не давал разрешения распоряжаться ею по своему усмотрению, а всего лишь попросил помочь найти продавца?» — возмущается Сергей. 

    Все эти вопросы мужчина задал бы самому представителю автохауса. Если бы знал, как его найти: тот вроде и не скрывается, однако периодически меняет адреса и номера телефона. Более того, с 2010 года он официально нигде не работает, не производит отчислений в ФСЗН. Нет у него и материальных ценностей, движимого и недвижимого имущества. Что с такого возьмешь? Хотя он обещает вернуть деньги, продав другие автомобили. Откуда они у него? 

    «И что в итоге? Почти 5 лет я не могу вернуть ни автомобиль, ни деньги от его продажи, — разводит руками Сергей. — Обращался в милицию несколько раз, а мне говорят: нет состава преступления. Но как это нет? Не понимаю. Получается, я предъявляю претензии честному и абсолютно безвинному человеку, так что ли?» 

    Не понимаю и я. Отправляюсь в Октябрьский РОВД Могилева. Старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Дмитрий Баразновский объясняет: по заявлению Сергея Матюшина специалисты работали не один месяц. Доследственную проверку по факту мошеннических действий провели. В действиях представителя автохауса усмотрели состав преступления, предусмотренного статьей 209 УК (часть 4 «Мошенничество в особо крупном размере»), потому что на него написал заявление еще один человек. 

    Материал собрали в полном объеме, направили его для дачи правовой оценки либо возбуждения уголовного дела в прокуратуру и Следственный комитет. Там в действиях гражданина состава преступления по статье 209 не усмотрели. Отсюда и отказ в возбуждении уголовного дела. На казенном языке это звучит так: «Не установлено признаков состава преступления, предусмотренного статьей 209 УК, так как отношения относятся к сфере гражданско-правовых и подлежат разрешению в суде». Получается, что решать эту проблему нужно в суде? А как же невозврат денег? 

    Привлечь к уголовной ответственности лишь за сам факт невозврата полученных денег или отсутствия оплаты по договору нельзя, объясняет Елена Садкович, адвокат юридической консультации Фрунзенского района Минска. И уточняет: сначала нужно доказать вину человека в совершении преступления. И для начала необходимо оценить его умысел.

    Как-то сложно. Как выяснить, а потом еще и доказать, что у человека на уме? Елена Садкович уточняет: о заранее обдуманном умысле на преступное завладение имуществом могут свидетельствовать разные вещи. Это крайне неблагоприятное финансовое положение на момент заключения договора, экономическая необоснованность оформляемых сделок, выплата дохода первым вкладчикам из денег, вносимых последующими вкладчиками, предъявление при заключении договора подложных документов и так далее. 

    И отличить мошенничество от неисполнения гражданско-правовых обязательств вполне возможно. Для этого достаточно установить отношения лица к факту передачи ему имущества и наличия у него реальной возможности исполнить принятые на себя обязательства. Проще говоря, установить, с какой целью (в данной ситуации представитель автохауса) брал автомобиль и мог ли он выплатить за него деньги. 

    Если человек завладел чужим имуществом безвозмездно, путем обмана или злоупотребления доверием, а еще и предвидит, что этим причиняет ущерб другому, значит, он совершил мошенничество. Если брал имущество и мог реально выполнить взятые на себя обязательства, но не сделал этого по не зависящим от него причинам, в частности из-за финансового кризиса, то это уже гражданско-правовые отношения. 

    И если сотрудники милиции установят, что новый покупатель автомобиля полностью рассчитался с автохаусом за машину, но представитель автохауса не произвел расчет с продавцом, а вырученные денежные средства присвоил или распорядился ими по своему усмотрению, то в действиях лица усматриваются признаки преступления — мошенничества. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован начальнику следственного подразделения, прокурору или в суде.

    Интересно получается. Взять чужой автомобиль, продать его, деньги от сделки оставить себе, не приобрести другую машину и остаться при этом на свободе. Какой-то слишком простой и безнаказанный рецепт успеха. Вы не находите?

     

    misnik@sb.by

    Автор: МИСНИК Елена МихайловнаРэспубліка

Комментарии (0)