29 Марта, 2024 Пятница

Финал зеленых наслаждений. Миноблсуд вынес приговор по делу таможенников

  • 09 августа 2017 Происшествия Русский 0

    Новость о массовом задержании в 2015 году ошмянских таможенников многих повергла в шок. Шутка ли, целая преступная группа за взятки пропускала через пункт пропуска «Каменный Лог» автопоезда со скоропортящимся товаром — цветами. Один из главных фигурантов и организаторов — бывший руководитель отдела таможоформления и контроля Гарник Сарумянц. Его, как и его коллег — Игоря Высоцкого, Петра Лапшевича, Марину Мороз, Александра Букеля, Дмитрия Карповича, Андрея Ермолаева и других, обвинили в получении взяток в особо крупном размере.

     Деньги таможенникам платили предприниматели, среди них — литовец Артур Тураев и белорус Павел Ревако. Если судить по материалам дела, Сарумянц договаривался с перевозчиками, которые через Беларусь везли цветы и другие товары из Европы в Россию и Казахстан. За плату эти машины пропускали без особой проверки. Расчет за «услугу» — в начале следующего месяца. Всего за пять лет по этой схеме через «Каменный Лог» прошло около 5 тысяч машин. Был в группе и тот, кто делился информацией о планируемых ГТК проверках... Задержания начались в марте 2015–го, КГБ возбудил 5 уголовных дел. По месту жительства участников группы было изъято более 2,2 млн долларов.

    Ранее мы сообщали о том, что бывшего начальника Ошмянской таможни Ивана Неверкевича уже осудили, дали шесть лет колонии. Теперь дела о массовых взятках ошмянских таможенников рассматривали четыре минских районных суда — Партизанский, Фрунзенский, Октябрьский и Заводской, а также Миноблсуд. Вчера областной суд огласил приговор 16 подсудимым, в том числе лидерам группы. Мера, предложенная гособвинением, совпала с назначенной мерой наказания. Бывший таможенник Сарумянц получил 11,6 года колонии усиленного режима, бывший начальник пункта таможенного оформления «Каменный Лог» Игорь Высоцкий — 8 лет. В целом из 16 подсудимых 13 приговорены к различным срокам лишения свободы, двое — к ограничению свободы с направлением в исправучреждение открытого типа и без направления, литовский бизнесмен Тураев заплатит штраф (Тураев был освобожден из–под стражи в зале суда). Единственную женщину–обвиняемую по этому делу — Мороз — осудили на 6 лет колонии общего режима. Приговор в законную силу пока не вступил.

    По версии следствия, взятки платили и брали за прохождение грузов со свежими цветами с декабря 2010 по март 2015 года. Суть преступления состояла в том, чтобы машины не задерживались, так как цветы могли испортиться. Стало быть, таможенникам платили за «осмотр»...

    «У меня не было выхода, я вынужден был давать взятки, — свою версию рассказал суду литовец Тураев. — Вынужден был согласиться на предложение Игоря Высоцкого (бывшего сотрудника «Каменного Лога»), чтобы не простаивали машины с цветами... Водители, вернувшиеся из рейса, говорили, что другие пересекают «Каменный Лог» без проблем и что за оформление машин с цветами без задержек нужно платить». Литовец уверял, что платить не собирался и даже отказал появившемуся однажды в офисе компании в Вильнюсе человеку: «Он не представился. Сказал, что от какого–то Игоря и что если не буду платить таможенникам, то ни одна моя машина без проблем не проедет через границу». Потом, говорит, не выдержав давления, стал давать взятки. По выводам следствия, через «Каменный Лог» без проблем «по платной дороге» прошло свыше 400 автопоездов литовского перевозчика с цветами.

    Одни обвиняемые по делу признали вину полностью, другие частично, третьи виновными себя вообще не считают. Облаченные некогда в форму сотрудники в последнем слове также уверяли, что «обвинение надуманно», что они любят свою работу и гордятся ею. Однако о фактах подкупа должностных лиц таможен мы то и дело слышим. Суд Центрального района Гомеля 28 июля начал рассматривать дело с 18 фигурантами, среди которых и старшие оперуполномоченные, начальник отдела по борьбе с контрабандой Гомельской таможни, подкупавшие их предприниматели... Также в Гомеле за взятки судили и бывших мозырских таможенников. Еще одна коррупционная схема вскрыта КГБ на Минской региональной таможне.

    Президент, сообщая общественности о коррупции в «Каменном Логе», задался справедливым вопросом: почему при наличии опытного центрального аппарата, системы подбора, подготовки, расстановки кадров, всех служб внутриведомственного контроля, собственной безопасности не утихают коррупционные скандалы на белорусской границе? Что примечательно, каждый подобный случай анализируется, ищут причины, принимают меры, корректируют законодательство и усиливают контроль... Может, стоит более основательно поработать над тактикой борьбы с этим явлением? Отказаться от точечного воздействия и применить целый комплекс правовых, экономических, социальных, психологических и нравственных мер?

    Впрочем, даже это, как признают криминологи, не поможет полностью изжить коррупцию, однако снизит остроту проблемы, которая во всем мире считается одной из острейших. У тех, кто наделен властными полномочиями, всегда есть соблазн использовать их в личных интересах. И есть люди, психологически готовые к подкупу. Плюс феномен обоюдной вины за участие в конфиденциальной сделке: разоблачения не желает ни дающий, ни берущий. Любопытно, что коррумпированные служащие нередко неплохо зарабатывают и легальным путем, но этого им мало. Значит, хороший заработок — не гарантия от взяточничества. В отдельных странах оно так плотно вошло в действительность, что становится частью традиционного образа жизни. Часто слышу от приезжих: «У вас сложнее решить проблему в обход закона, чем в России. Гаишники взяток не берут. Врачи боятся принять даже коробку конфет». Но бывает, что слаб оказывается человек...

    Прямая речь

    Зампредседателя ГТК Николай Свирид:

    — Каждый такой случай — серьезный удар по имиджу службы. Мы уделяем много внимания тому, чтобы уменьшить коррупционные риски внутри системы. Каждое нарушение не остается без внимания и оценки степени виновности должностных лиц, его совершивших. Вырабатываются профилактические меры по недопущению подобных фактов в дальнейшем.

    Деятельность Таможенного комитета по противодействию коррупции сосредоточена на совершенствовании нормативной и законодательной базы таможенного дела, организации целенаправленной кадровой работы, прежде всего по подбору кандидатов, формированию коллектива, усилению и активизации работы по выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства.

    Немаловажна оптимизация структуры таможенных органов. Так, с первого октября 2017 года прекращает деятельность Ошмянская таможня, структурные подразделения которой будут относиться к Гродненской региональной таможне. Часть сотрудников административного корпуса Ошмянской таможни направим в пункты таможенного оформления. Также в целях искоренения «кумовства» и взяточничества регулярно происходит ротация руководящего состава.

    В первом полугодии 2017 г. таможенниками пресечено 204 попытки передачи денег в документах, которые граждане предъявляют в пунктах пропуска. Виновные привлечены к ответственности.

    За счет автоматизации совершения таможенных операций обеспечивается бесконтактное взаимодействие граждан, субъектов хозяйствования с должностными лицами. Это способствует противодействию коррупции. Кроме того, мы приобрели около 500 персональных видеорегистраторов, они используются на приграничных таможнях и мобильными группами. Что помогает контролировать законность и правильность совершения таможенных операций, выявлять недобросовестные организации и предприятия, предлагающие взятки.

    Важное значение для эффективной борьбы с коррупцией имеет связь с общественностью. Руководство таможенных органов активно работает с обращениями граждан: используются телефоны «горячей линии», «телефоны доверия», «обратная связь», проводятся другие мероприятия.

    Компетентный комментарий

    Гособвинитель Вадим Кисель:

    — Судом в адрес Таможенного комитета было вынесено частное определение о ненадлежащем исполнении должностными лицами своих обязанностей. По сути, речь о том, что работа была построена не совсем правильно. Ведь 4 года сотрудники таможни брали взятки. Где же была служба собственной безопасности таможенных органов? Каким–то образом она не приняла мер по пресечению противоправной деятельности. К слову, анонимное письмо о взятках на таможне, как оказалось, в ГТК поступило еще в 2014 году. Проверку почему–то проводили сами же ошмянские таможенники, которые нарушений у себя не нашли и благополучно ее прекратили.

    На стадии судебного следствия сторона обвинения в том числе принимала меры по сбору дополнительных доказательств по делу. Допсведения, к примеру, предоставлялись со стороны ГТК. В итоге суд, по сути, согласился с нашим мнением по части наказания. Кроме того, с двумя обвиняемыми были заключены досудебные соглашения.

     

    Автор: Людмила ГЛАДКАЯСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)