29 Марта, 2024 Пятница

Желаю ни гвоздя, ни лося

  • 06 октября 2017 Происшествия Русский 0

    Совсем недавно общественность и СМИ обсудили экзотическое для белорусских реалий ДТП: столкновение автомобиля с медведем, случившееся 28 августа в Белыничском районе. Сейчас приходится оценивать обстоятельства очередного и, увы, почти привычного. На дороге Могилев — Чериков — Костюковичи «Ниссан» с российским водителем сбил лося. Это повлекло за собой еще несколько столкновений, в которых пострадали две девочки и женщина. Оценку действиям водителей (обозначил ли место ДТП один, правильно ли остановился второй, с какой скоростью двигались третий и четвертый) оставим профессионалам. Сосредоточимся на первопричине: лось возник — как всегда! — неожиданно, водитель не успел среагировать. Что делать всем, чтобы животные не возникали на дорогах вдруг, неожиданно?

    В нашем благополучном краю, избавленном от напастей, которые терзают другие страны — катастрофические стихийные бедствия, терроризм, уличная преступность, — мне все же бывает страшно. Страх длится недолго, менее часа в неделю. Минут двадцать вечером в пятницу, когда везу семью на дачу, и воскресным вечером, когда едем обратно. Это чувство охватывает в Вилейском районе, на участках дороги Р–58 Минск — Мядель, которые идут через лес.

    В нем водятся дикие животные: коллега–журналист там регулярно охотится. Я и сам видел их много раз из машины. Дорогу прыжками пересекла косуля: но в 20 метрах от бампера. Через асфальт прошествовали лось с лосихой: но я только–только тронулся с места. Перебежал трассу здоровенный кабан: но приближался он по полю и был издали виден. На моих глазах медики на носилках выносили из леса пострадавших от столкновения «Форда» с лосем возле деревни Козлевщина...

    Мой страх питает жуткое видение. Такой же лось выскакивает из леса, который вплотную примыкает к асфальту, а я ничего не успеваю сделать, потому что машина идет в общем потоке со скоростью 90 км/час. Вижу именно то, что произошло в Чаусском районе.

    А разве вам, читатель, — если вы водитель — не бывает страшно по этой же причине?

    Здравый смысл подсказывает решение проблемы: прилегающие к дорогам участки земли следует освободить от растительности. На этот счет, несомненно, имеется и стандарт. Обратим внимание на магистрали 1–й категории, которые у нас строятся или реконструируются. Мало того что лесные участки огорожены сеткой, еще и растительность начисто убрана. Чтобы водитель, если зверь все же окажется вблизи дороги, успел его увидеть и среагировать.

    Почему же эта норма не касается местных дорог? По ним едем 90 км/час, по магистралям — 120. Разница невелика. Последствия при наезде на крупного зверя одинаково плачевны. Едва ли против расчистки придорожных участков будут возражать представители ГАИ, которых безопасность движения заботит по определению. Экипаж спецподразделения «Стрела», о котором довелось писать репортаж, признавался, что на лесных участках дорог испытывает аналогичные чувства: опасение, нервное напряжение, стресс. Вряд ли будут против дорожники, которые для защиты от снежных заносов используют специальные щиты.

    Вопрос, конечно, очень деликатный. Известно трепетное отношение наших горожан, да и вообще граждан, к каждому деревцу и кустику. Возражения общественности против бездумной вырубки поддержаны на самом высоком государственном уровне. Но применительно к стратегическим объектам и коммуникациям — аэропорты, высоковольтные ЛЭП, газо– и нефтепроводы — на первом месте стоят соображения безопасности. Ради прокладки второго полотна строящейся магистрали Минск — Гродно (а ранее Минск — Гомель, Минск — Могилев, МКАД–2) частью посадок пришлось пожертвовать. Эти дороги — стратегические сооружения для страны и экономики.

    Впрочем, хотелось бы не гадать, а услышать компетентное мнение по этому вопросу из ГАИ, Минтранса, Минлесхоза. Тем более что в стране поставлена задача за 2 года привести в порядок все местные дороги. Безопасность — важнейшая составляющая порядка. А водителям хочется пожелать избежать критических ситуаций, когда даже их опыт и мастерство решают не все. Осень, у копытных гон, они идут напролом, а дороги скользкие.

    Автор: Виктор ПОНОМАРЕВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)