26 Апреля, 2024 Пятница

Авто изгоняют пешеходов из городов

  • 01 августа 2017 Общество Русский 0

    Предложение впредь не проектировать кварталы, внутри которых будут парковки для автомобилей, прозвучавшее из уст заместителя Премьер–министра Анатолия Калинина, стало бальзамом на душу «безлошадных» жителей многоэтажек. Они же то и дело пеняют: мол, спокойно к подъезду не пройти, полной грудью не вздохнуть! Между тем реальное воплощение подобная инициатива уже нашла: разработаны строительные проекты двух столичных микрорайонов в Лошице, где въезд во двор для машин жильцов закрыт. Когда проектные решения обретут очертания на практике и реально ли смягчить действительно назревшую проблему?

    Да, Минск вплотную приближается к вескому для городской инфраструктуры соотношению — один автомобиль на двоих жителей. Еще в 2015 году на 1.000 человек приходилось 412 средств передвижения, давно переставших быть роскошью, но автомобилизация столицы не думает сбавлять обороты. Заложниками ситуации стали даже убежденные пешеходы: большинство дворов Минска, да и, пожалуй, всей страны, из рекреационных пространств, как их в планах обозначали архитекторы, превратились в площадки для парковки. Особенно в недавно построенных районах, которые, кажется, просто отданы на растерзание авто. Вопрос не только в эстетике, но и в безопасности: машины, эти средства повышенной опасности, захватывают зеленые зоны, детские площадки.

    Перспективные микрорайоны Лошица–8.1 и Лошица–8.2 пока видны в детальных архитектурных планах и красивых трехмерных компьютерных рендерах, но за УКС Мингорисполкома дело не станет. Именно по его заказу два года назад в институте «Военпроект» начались работы над нетипичными для Минска кварталами, свободными от рева моторов и выхлопов. Нечто подобное появлялось в столице и раньше, но образовывали такие пространства дома от коммерческого застройщика с ценником заметно выше среднего благодаря именно этой опции. Новые же микрорайоны в Лошице в основном вырастут из домов типовых серий — квартиры здесь будут предназначены для нуждающихся в улучшении жилищных условий. То есть закрытые дворы перестанут ассоциироваться исключительно с элитной недвижимостью. И если прежде кварталы от машин зачастую «защищали» просто забором (а любое, пусть даже искусно выкованное ограждение отнюдь не украшает территорию), то в Лошице на помощь придет сама замкнутая планировка групп жилых домов на манер знаменитых питерских двориков, но не в пример просторнее.

    Новые кварталы будут выделяться еще и домами. Для нужного эффекта проектировщикам пришлось даже решить вопрос о разработке нескольких уникальных элементов панельных секций, делится подробностями главный архитектор проекта — начальник архитектурно–планировочной мастерской ГП «Институт «Военпроект» Валерий Герус:

    — Мы изначально были поставлены в рамки проектирования застройки микрорайонов на основе типовых серий М464М и М–111–90. Но благодаря поддержке и участию УКС Мингорисполкома нам удалось, плотно поработав с МАПИДом, производителем, получить проходные секции, которые и дали возможность создать такие дворы. Конечно, туда попадет спецтранспорт — скорая помощь, пожарные машины, но это исключение. В целом же машины находятся вне групп жилых домов. Проходные секции позволили обеспечить подъезды двумя выходами — к прилегающей территории и внутрь двора. В одну дверь житель, условно говоря, может выйти к своему автомобилю, оставленному снаружи, или отправиться на остановку общественного транспорта, а через другую напрямую во двор выйдет его ребенок и пойдет к детской площадке без опасности встретиться с машиной. В каждой из групп домов, образующих закрытый двор, будет высотная секция–доминанта, также возводимая из нетиповых секций. Они формируют образ района.

    Да и оформление десятиэтажных панелек, которые станут основой микрорайона, приятно отличается от типового: яркая раскраска, остекление на балконах «в пол». Плюс функциональность. Например, сквозные подъезды с выходом на обе стороны избавляют жителей от потенциальной головной боли по поводу переезда и доставки тяжелых вещей. Не нужно специально для грузовика открывать двор (а на первых порах при массовых новосельях это происходит часто) и уж тем более носить диван за полкилометра — достаточно подъехать к входной двери со стороны дороги. Теоретически даже «скорая» сможет воспользоваться этим проездом и при необходимости спустить больного на носилках. Совсем другое дело — пожарная машина: на этот случай предусмотрен заезд вовнутрь.

    Еще одно нетипичное решение: во дворе вовсе нет дорог для авто, лишь пешеходные дорожки. Но укладывать их будут на гораздо более прочное, чем обычно, основание, чтобы в случае чего выдержало движение машин. Ощущение, словно вдруг оказался за городом, для жителей квартала будет усиливать обилие зелени — по сути, во дворе засадят травой и растениями каждый доступный уголок. Для максимального озеленения внутреннего пространства и установки детских игровых площадок инженерные сети разместили как можно ближе к домам.

    Вообще, ограничение въезда во двор пока не предусмотрено дорожными знаками и разметкой. Скажем, преградой для незваных гостей может стать шлагбаум или консьерж. Теперь важно, чтобы задумку проектировщиков поддержали и сами будущие жители, которым впредь следует стойко защищать свои дворы. В первую очередь от аргументов типа «мне только на минуточку стать» и «привык свою «ласточку» в окно видеть». Насколько дело пойдет, узнаем довольно скоро. Строительство Лошицы–8.1 начнется в мае, Лошицы–8.2 — в октябре 2018–го.


    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Валерий Герус, главный архитектор проекта — начальник архитектурно–планировочной мастерской ГП «Институт «Военпроект»:

    Валерий Герус отмечает, что в микрорайонах дворы будут не только закрыты для машин, но и максимально озеленены.
    Фото  Павла  Чуйко.

    — В чем особенность нашей школы проектирования? Мы стараемся вести комплексную застройку. Хотя работали только над двумя микрорайонами, мы увязали композицию их застройки с застройкой и соседних перспективных кварталов, предложили свое видение, чтобы выдерживался общий стиль. В проектируемых микрорайонах изначально заложены социальные объекты — школа в одном и детский сад в другом, причем они расположены так, чтобы по пути детям не пришлось пересекать улицы с оживленным движением. Мимо них проходит бульвар для пешеходного движения, усаженный деревьями, причем мы сделали акцент на хвойных породах, чтобы дорога была максимально зеленой круглый год. Также первые этажи в домах — высотных акцентах микрорайонов будут отданы под объекты инфраструктуры — магазины шаговой доступности, парикмахерские, ремонтные мастерские и так далее.

    ВОПРОС РЕБРОМ

    А что предлагают автовладельцам?

    Если просто поставить жителей перед фактом, что во дворе машины оставлять нельзя, и не предложить альтернативы, то в лучшем случае авто заполонят соседние кварталы, а в худшем — люди все равно исхитрятся парковаться внутри, сводя на нет всю задумку. Поэтому в проекте предусмотрены сразу два многоэтажных паркинга через дорогу от одного из микрорайонов — примерно на 1.000 и 450 мест, а расчетный же парк машин жильцов — 1.933 авто. За счет чего покроют разницу? Арифметику раскрывает Валерий Герус:

    — Мы начинали проектировочные работы, когда еще действовали прежние нормы обеспеченности машино–местами: 25% должно приходиться на гостевые парковки, а 75% — на паркинги. Сейчас же местом в паркинге должны быть обеспечены 100% квартир. Рядом с микрорайоном в коммунальной собственности находится неиспользуемая территория, на которой построим два открытых многоэтажных паркинга — это в данном случае наилучшее решение с точки зрения цены и эффективности. Нас ограничивало использование типовых серий: как правило, в таких проектах закладываются подземные паркинги, однако разместить их в панельных домах неоправданно дорого. Еще 25% машин, как предполагается, будет храниться на прилегающих территориях, но не во дворе.

    Автор: Антон КОСТЮКЕВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)