28 Марта, 2024 Четверг

Недосмотрели

  • 15 августа 2017 Общество Русский 0

    Бытовая химия

    В РНПЦ детской хирургии только за 7 месяцев 2017 года поступили 67 детей с ожогами пищевода, из них 9, несмотря на усилия врачей и современное оборудование, остались инвалидами. Некоторым юным пациентам предстоит трансплантация.

    — У нас сейчас лечатся 40 детей с ожогами пищевода, проглотившие по не­до­смот­ру родителей батарейки, химические жидкости (средство для прочистки труб самое опасное), — рассказывает директор РНПЦ детской хирургии Константин Дроздовский. — А за весь 2016 год в наш центр госпитализированы 38 детей с аналогичными проблемами. Чувствуете разницу? Мы готовы лечить этих малышей всеми со­в­ре­мен­ны­ми способами и на самом современном оборудовании, но их привозят к нам уже в очень тяжелом состоянии, и помочь им, чтобы они не стали инвалидами, очень сложно. Особенно острая проблема с попаданием в организм инородных тел (так медики называют все несъедобное, проглатываемое детьми. — Прим. авт.) летом.

    В целом с начала текущего года медицинская помощь в центре оказана 171 ребенку, пострадавшему от попадания в жизненно важные органы монеток, батареек, шурупов, средств бытовой химии. Центр находится в Минске, поэтому юные жители столицы — основной контингент.

    Врачи удаляют инородные тела из пищевода, желудка эндоскопическим методом. Иногда оставляют их в организме, если при обследовании видно, что лишнее выйдет естественным путем.

    — В 2015-м наши специалисты выполнили 26 извлечений инородных тел, в ­2016-м — 86 (когда монеты вошли в обиход), а за 7 месяцев 2017-го — 91! — приводит статистику Константин Дроздовский. — Чтобы привлечь внимание родителей и повысить их ответственность за ребенка, вплоть до юридической, мы подготовили документы, которые направили на согласование в Минздрав. Наши предложения касаются в том числе и производителей бытовой химии, прежде всего белорусских. Например, продукция бытовой химии должна быть надеж­но укупорена, чтобы дети не могли ее открыть, самостоятельно открутить пробку. Упаковка подобного товара не должна быть красочной и яркой, чтобы не привлекать внимания ребенка, и другие.

    Врач просит взрослых: не переливайте средства бытовой химии в емкости из-под продуктов питания, например в бутылки от газированных напитков.

    — Буквально сейчас у нас лечится 8-летний мальчик из Столина с тяжелейшим ожогом пищевода. Ребенок выпил жидкость из бутылочки с наклейкой «Снежок», — сказал Константин Дроздовский.

    Сегодня на лечении в РНПЦ детской хирургии находятся 40 детей с ожогами пищевода, проглотившие по недосмотру родителей батарейки, средства бытовой химии.

    Монеты, пуговицы

    С подобными проблемами со здоровьем малышей сталкиваются врачи не только РНПЦ детской хирургии, но и других лечебных учреж­де­ний нашей страны. В одной из столичных клиник ребенка готовили к операции, сделали плановый снимок легких и в пищеводе увидели пуговицу. Родители малыша оказались не в курсе, как она туда попала. Другой случай. Пластмассовую пулю от игрушечного пис­толета врачи обнаружили в левом главном бронхе во время проведения рент­ге­но­гра­фи­чес­ко­го исследования. В организме посторонний предмет находился почти месяц.

    Только в 3-й городской детской клинической больнице Минска в среднем за год спасают от смерти около 50 детей с инородными телами в бронхах или трахее.

    В коллекции доктора Олега Мазаника, заместителя главного врача по медицинской части 3-й городской детской клинической больницы, — монетки, пуговицы, значки, детальки от конструктора и даже дверной ключ, другие мелочи, извлеченные в разное время из дыхательных путей юных пациентов. Во времена Советского Союза трех- и пятикопеечные монеты Олег Анатольевич извлекал на каж­дом дежурстве. С появлением новых белорусских монеток те времена вернулись. Ведь стоит только родителям отлучиться, как дети тянут в рот что угодно.

    — При малейшем подозрении на попадание инородного тела в организм малыша сразу же набирайте 103, — призывает Олег Мазаник. — Медики оценят состояние ребенка и при подозрении на наличие чего-то лишнего в дыхательных путях доставят его в приемное отделение нашей больницы. Малыша сразу же направят на рентгенографию, его также осмотрит лор-врач, а если потребуется, еще и реаниматолог. Кроме того, оперативно выполним еще одно важное эндоскопическое обследование — ларинготрахеобронхоскопию, по результатам которого примем решение о хирургическом вмешательстве.

    Проблема в том, сетует доктор, что инородные тела могут находиться в организме без выраженной симптоматики и каких-либо клинических проявлений. И в первые часы после ЧП родители, возможно, ничего и не заметят. В то же время промедление смерти подобно. Инородное тело может находиться в трахее, при этом ребенок спокойно дышит. Но при перемене положения тела оно способно переместиться и блокировать дыхательные пути. Возможна остановка дыхания…

    И напоследок совет от Олега Мазаника: если ребенок здоров, играет в другой комнате, а потом внезапно заплакал, закашлялся, не теряйте драгоценного времени, вызывайте скорую или везите его в 3-ю детскую клинику (улица Кижеватова, 60/1). Обращаться за медицинской помощью можно круглосуточно.

    Инородные тела могут находиться в организме без выраженной симптоматики и каких-либо клинических проявлений. И в первые часы после ЧП родители, возможно, ничего и не заметят. Та же пуговица может находиться в трахее. Ребенок спокойно дышит. Но при перемене положения тела она способна переместиться и блокировать дыхательные пути. Возможна остановка дыхания.

    Таблетки

    В отделение анестезиологии и реанимации 3-й детской клиники привозят малышей с отравлениями лекарствами. Однаж­ды сюда доставили мальчика дошкольного возраста — клофелина наелся. Промывание желудка ему выполнили врачи скорой, а реа­ни­ма­то­ло­ги провели инфузионную терапию, чтобы как можно быстрее вывести препарат из организма. В столь юном возрасте клофелин вызывает редкий пульс, поэтому за работой жизненно важных органов и систем следил специальный аппарат. Все это время медперсонал был рядом. Кстати, большое подспорье для детских врачей — возможность оперативно выполнить токсикологические исследования в лаборатории БСМП (больницы скорой медицинской помощи).

    Тогда на вопрос доктора, где малыш нашел таблетки, мама ответила:

    — На полке в шкафу баночка стояла. Наш папа клофелин принимает для понижения давления.

    — Сколько он их съел?

    Женщина пожала плечами.

    Иногда в разговоре медиков с родителями выяснялось, что, когда они давали ребенку антибиотики, говорили: «Съешь витаминку, она вкусная». Ребенок находит на полке лекарства, думает, что это витаминки…

    Чаще всего дети травятся гипотензивными (понижающими давление), психотропными препаратами, а еще снотворными и нейролептиками. Словом, тем, что принимают родители, бабушки, дедушки. И что больше всего огорчает врачей: не понимают некоторые взрослые масштабов ЧП. Восклицают порой: «Подумаешь, малыш одну таблетку съел!» А ведь ребенку, чтобы отравиться, достаточно и такой малости.

    Автор: Ольга ГРИГОРЬЕВАМинский курьер

Комментарии (0)