24 Апреля, 2024 Среда

Защита "Докторской"

  • 17 августа 2017 Общество Русский 0

    Когда нашу продукцию не хотят брать, производители искренне возмущаются: почему, она же натуральнее, экологичнее? А зарубежные вкусняшки изобилуют многочисленными пищевыми добавками Е — химическими ингредиентами разной степени вредности. Пользы от них уж точно нет. И торговля берет и выставляет эту «таблицу Менделеева» на полки. Ретейлерам достается, но они, собственно говоря, и ни при чем. Известный издатель позапрошлого века Николай Пастухов, бывало, говаривал, что газета должна нагибаться к читателю. Точно так же и торговые сети наклоняются к потребителю. А он, вот неразумный, не гонится за натуральностью и качеством. И не всегда стремится за низкой ценой, а жаждет нынешний гурман новых и невероятных вкусовых ощущений. В некоторой степени мы превратились в наркоманов пищевой химии, вкусовые сосочки которых уже не способны удовлетвориться естественными природными вкусами. 

    Перед нашими производителями продуктов питания многие иностранные дегустаторы снимают шляпу: некоторые из них до сих пор работают по старинным ГОСТам. Чуть ли не сталинских времен, когда о пищевых добавках и слыхом не слыхивали. Правда, таких экстравагантных компаний даже у нас остается все меньше. Просто не находит широкого сбыта такая продукция. Растет популярность здорового образа жизни, правильного питания, натуральности… Но даже строго следящие за своей фигурой девушки жаждут от йогурта или творожка не только низких калорий, но и яркого вкуса. А красивый цвет лакомства и неожиданные ароматы естественным путем не добудешь. Либо эти изыски по стоимости будут доступны только для владетельных королевских домов.

    Потребители среднего возраста и постарше ностальгируют по советским продуктам: мол, каким тогда все было по-настоящему вкусным. Эти рассуждения недавно так разозлили один наш очень уважаемый мясокомбинат, что его технологи не выдержали и сварили партию колбасы по рецептуре 1930-х годов. Получилась классическая «Докторская», о которой сохранилось столько воспоминаний. Продукт из прошлого выставили на дегустацию на крупной выставке. И если профессионалы поняли добрый подвох, то обычные покупатели наотрез отказались есть натуральный продукт. Каким-то он оказался неказистым, сереньким и совершенно не ароматным… Сварите мясо, какого оно будет цвета? Ближе к пепельному. А какая колбаса считается свеженькой и чистенькой с точки зрения ингредиентов? Правильно, розовенькая, даже нежно-коралловая. Словом, кулинарные традиции прошлого века ныне отвергают даже бабушки. Чего же ждать от молодежи, взращенной на химических брендах, на которых выросла вся Америка?

    Впрочем, на «полуискусственные» калории растет спрос и на Западе. Последний финансовый кризис больше всего приголубил знаменитый средний класс, который являлся основным потребителем вполне качественных товаров, но по разумной, справедливой и доступной цене. Увы, и в развитых странах для все большего количества людей принципиальной становится цена. Да и зачем платить больше, если с добавками еще вкуснее?!

    В принципе, мы движемся в фарватере мирового тренда. Но вся проблема в том, что наши предприятия попали в маркетинговые ножницы. С одной стороны, еще немало соотечественников ждут от них если не повторения стандартов своей молодости и детства, то, как минимум, максимальной натуральности. В пределах технологической разумности. И разочаровать их ожидания — потерять клиента. С другой стороны, у «поколения селфи» уже другие чаяния и приоритеты. Хоть разорвись. И некоторым не удается вырваться из противоречивой дилеммы: либо не могут завоевать свою нишу на рынке, либо не выдерживают нажима с востока и запада.

    Уйти со своей продукцией в элитный сегмент? Продаешь меньше, но на порядок увеличиваешь маржинальность. Хороший финт. Но чтобы взойти в пул люксовых брендов, надо вкинуть миллионы долларов в маркетинговую топку. И кардинально пересмотреть буквально все: упаковку, названия, систему продвижения… В этих науках сильны не многие предприятия. Да и достойными инвестициями далеко не все располагают, чтобы пропихнуться в элиту.

    Как будут выкручиваться производители из щекотливой ситуации? Самому интересно. Пока в кулуарах приходится слышать противоречивые подходы: одни собираются опускаться до полного ширпотреба. Другие все-таки надеются уговорить потребителей покупать натуральное. Правда, прорывных подвижек пока не наблюдается. 

    Автор: Владимир ВОЛЧКОВРэспубліка

Комментарии (0)