29 Марта, 2024 Пятница

Пожиратели предоплаты: частные учебные центры не проводят занятия, а деньги забирают

  • 29 августа 2017 Общество Русский 0

    От предложений получить новую специальность, расширить кругозор, обучиться модному ремеслу нет отбоя. Разного рода учебных центров и образовательных курсов расплодилось тьма. Однако не все они способны исполнить обещания, которые дают потенциальным клиентам. А желание выкрутиться из неприятной ситуации зачастую заставляет организаторов обучения предлагать обманутым людям достаточно странные альтернативы. Например, вас обещали научить программированию, а взамен вдруг учат на массажиста. Хотя на самом деле должны были вернуть деньги за неоказанные услуги. Что это — чистой воды мошенничество или просто неумение организовать дело, за которое берутся бизнесмены от образования?

    В редакцию обратился раздосадованный читатель. Борис Л. попросил не называть его фамилию — не хочет выглядеть в глазах знакомых обманутым простаком. Он решил освоить востребованную нынче специальность — тестировщик программного обеспечения. Отправился в один из образовательных центров Минска. Отзывы на сайте организации были только положительные. В качестве предоплаты отдал сотрудникам фирмы 30 рублей. Обещали, что группа вот–вот соберется и занятия начнутся уже на следующей неделе. Однако курсы не стартовали ни через семь дней, ни через месяц, ни даже через полгода. Все это время минчанин осаждал контору звонками и визитами: «Говорили, что никак не могут набрать людей. Оказалось, внесенные средства я вернуть не могу, так как они уже якобы потрачены на методические материалы — несколько обычнейших распечаток, будто бы с редкой информацией. Причем они этот момент оформили в договоре, тем самым обезопасив себя. Предлагали в качестве альтернативы пройти языковые курсы, а моей знакомой и вовсе — обучение маникюру! Естественно, мы отказались».

    Борису заявили, что деньги ему не вернут, обучать не будут, раз он не согласился на «альтернативный» вариант, который ему был вовсе не нужен. Обиженный молодой человек делится своими умозаключениями: «Считаю, что люди просто наживаются за счет взятой предоплаты. Может быть, они изначально не намеревались собирать группу. Рассчитывают, что пострадавшие не пойдут разбираться, судиться из–за небольшой суммы. Ведь это такая трата нервов и времени... К тому же не факт, что выиграешь дело. Мой товарищ рассказал, что несколько лет назад попал в аналогичную ситуацию, но с другой конторой. Два раза судился — оба проиграл. Вот как они ловко составили договор».

    Что пишут на специализированных форумах? Там шквал негативных отзывов. Люди подробно излагают свои истории, среди которых есть просто возмутительные. Гражданка хотела встретиться с директором образовательного центра. Молодой человек, оформлявший договор, сказал, что тому можно позвонить только по телефону. Каково же было удивление возмущенной девушки, когда через несколько мгновений случайно выяснилось, что директор — и есть сам молодой человек. Зачем же такая конспирация? Большинство жалоб схожи, из чего даже можно вывести схему обмана: внесение предоплаты, долгое ожидание занятий, отказ возвращать деньги, так как они потрачены на якобы «дорогостоящие» учебники, диски и тому подобное.

    Конечно, в этой схеме играет роль и беспечность самих людей. Не подозревая, что их могут обмануть, жаждущие знаний люди без долгих раздумий ставят свою подпись в договоре. А сотрудники недобросовестной фирмы в этот момент, возможно, мысленно потирают руки: «Еще один на крючке!» Хотя стоит отдать должное этим ловкачам: договоры составлены так, что подвох заподозрить трудно.

    В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли о жалобах на частное обучение знают не понаслышке. Заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Ольга Кравцова говорит, что проблема носит системный характер: «Отдельные образовательные центры в нарушение законодательства не выполняют свои обязательства перед клиентами надлежащим образом. Действительно, занятия не начинаются в срок, поскольку не формируются группы. А суммы, внесенные в форме предоплаты за обучение, клиентам не возвращаются. Деньги якобы потрачены на письменные методические рекомендации, фактические затраты. Кроме того, на сайтах таких организаций размещается информация о выдаче по результатам обучения документов, которые не предусмотрены законодательством об образовании. Есть случаи, когда средства на обучение принимаются на основании чека без заключения договора, тогда деньги не возвращаются вообще без объяснения причин».

    И это еще не все. Недобросовестные организаторы образовательных центров заключают договоры, не соответствующие типовой форме, утвержденной постановлением Министерства образования. По закону комплектация группы должна быть завершена не позднее чем через три месяца после даты заключения договора. Однако отдельные центры начало занятий переносят на более длительный срок. Между тем специалист министерства напоминает: «Клиент вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если деньги уже внесены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. С учетом вышесказанного неправомерно аргументировать заключение соответствующего договора приобретением, в частности, каких–либо методических материалов или дисков. Потребитель может расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги».


    Что нужно знать

    Как можно обезопасить себя от недобросовестного оказания образовательной услуги? В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли советуют прежде всего тщательно выбирать курсы. Нужно внимательно почитать отзывы о них. Однако стоит учитывать, что самые хвалебные оды могут оказаться ложными — написанными самими сотрудниками обсуждаемой фирмы. Еще одна рекомендация — при изучении договора обращайте внимание на условия, которые выдвигает исполнитель. Для большей надежности можно описать и свои требования в дополнительных приложениях. Если понадобится, такой документ поможет защитить свои права, он будет учтен, пусть даже написан от руки.

    Стоит обратить внимание на продолжительность работы учебного центра в образовательной сфере. Мошенники на плаву долго не держатся. Следует поинтересоваться, есть ли у фирмы разрешение на оказание услуг. Посмотреть, в каких условиях проходят занятия: здание, место, оборудование. Лучше выбирать компании, где до подписания договора о своей деятельности обстоятельно расскажут. А также ознакомят с фотографиями учебного процесса, дадут изучить резюме преподавателей, проинформируют о случаях, когда досрочно можно расторгнуть договор.

    Справка «СБ»

    Требование потребителя о расторжении договора об оказании услуги и возврате уплаченной денежной суммы подлежат удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления. За нарушение этих сроков исполнитель обязан уплатить клиенту неустойку. За каждый день просрочки — один процент от стоимости оказания услуги. Если исполнитель не желает платить добровольно, взыскивать деньги следует через суд.

    Автор: Ян ЖУРСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)