20 Апреля, 2024 Суббота

Руководители могилевских рынков предлагают ужесточить наказание за несанкционированную торговлю

  • 10 октября 2017 Общество Русский 0

    Этим летом Могилевский горисполком и Центральный рынок заключили соглашение, по которому малоимущие пенсионеры и инвалиды могут бесплатно реализовывать продукцию, выращенную на собственных приусадебных или дачных участках, на Центральном и Привокзальном рынках. Казалось бы, вот тебе цивилизованные условия, работай спокойно, не опасаясь штрафов и капризов погоды. Но многие ли нелегалы воспользовались льготой? Или большинство по традиции предпочитает продавать излишки продукции с земли за территорией рынков?

     За место на продуктовом рынке в Могилеве продавец, желающий сбыть излишки своей продукции, в день должен заплатить от 60 копеек до 1,50 рубля. Малоимущим, предоставившим соответствующую справку, разрешают торговать на Центральном и Привокзальном рынках города бесплатно

    Гарантии никакой

    Чтобы выяснить это, отправляюсь на главный продуктовый рынок Могилева — Центральный. И уже на подъезде к нему понимаю: традиции у нас сильны. На Тимирязевской, несмотря на дождливую погоду, «с земли» торгует человек 100. «Свойские» творожок, яйца, ягоды, грибы, всевозможные закатки… Маринады якобы свежие, этого года. Хотя гарантии никакой. Закатки у Марьи Ивановны, может, 4 года в подполе хранились. Но горожане верят торговцам на слово, берут грибные солянки, даже не спрашивая, проверяла ли хозяйка опята на радионуклиды.

    — Почему на рынок торговать не идете? Тут же неудобно? — интересуюсь у бабушки в синем дождевике, с виду попадающей под категорию льготников.

    77-летняя Зинаида Тарандюк, живущая в частном секторе Могилева, откровенничает:

    — У меня всего 8 соток, если есть излишки продукции, привожу на рынок. Сегодня это горстка чеснока. Хоть какая-то прибавка к пенсии. Справки имеются: что товар чистый, из исполкома о наличии огорода. И флюорографию я прошла. Так почему же не могу стоять, где мне удобно?

    С тем, что на рынке, под крышей, удобнее, Зинаида Захаровна не согласна:

    — Как-то нас туда заманили, неделю дали торговать бесплатно, а потом сказали: платите как все. Хоть я, бывает, 3 рубля в день не заработаю, согласна отдать рубль, лишь бы место дали хорошее. А нас отправляют на дальние ряды, у туалетов. Какой там покупатель?!

    Солидарна с соседкой и Тамара Жерносек:

    — Овощи выращиваю в селе Ермоловичи, где остался родительский дом. Продаю. Надо же как-то помогать детям, внукам, а с пенсии не разгонишься.

    О том, что продукция своя, у нее тоже справочка имеется. Но и Тамару Николаевну на рынок не заманишь. Как и товарок, прибывших в Могилев со Шкловщины. Пенсионерки не скрывают: ездят сюда трижды в неделю, 50 километров туда, 50 обратно. Встают в 5 утра, на дорогу тратят 5 рублей, а в день порой зарабатывают всего 7. Товара на их импровизированных прилавках-ящиках немного: петрушка, несколько пакетиков жгучего перца… Говорят: если еще платить за место на рынке, овчинка выделки не стоит. А так есть резон:

    — На селе излишки не продашь, у каждого свой огород. А тут хоть какая-то копейка прибудет. Да на продуктах экономим. Курица в Могилеве на рынке — 3,90 за кило, в нашей автолавке — около 5 рублей.

    Торговцы за забором

    Инвалид II группы Сергей в Могилев приезжает дважды в неделю из Белыничей. Продает клюкву, что собирает за 70 километров от дома в «экологически чистом Крупском районе». Двухлитровая баночка — 3 рубля. К 12 дня Сергей успел реализовать 10 литров ягоды:

    — Продавал бы цивилизованно. Но за пределами рынка товар расходится лучше. «Движение» больше, люди, которые мимо базара бредут, нет-нет да и остановятся, раскошелятся на стаканчик-другой ягод. А на рынке, если в «хвосте» поставят, до тебя за день порой ни один покупатель не дойдет.

    Нелегалы не скрывают: когда в прошлом году специально для них в начале рынка поставили несколько деревянных столов, торговали официально. Но вскоре представители МЧС попросили администрацию рынка лавки убрать, мол, нарушаете, не соблюдаются пожарные разрывы. Вот и переехали торговцы обратно, за забор.

    У администрации рынка своя точка зрения на проблему. Директор Центрального Сергей Сысоев уверен:

    — Мест на рынке предостаточно, кто хочет работать цивилизованно, работает. А не идут те, кому лень ехать в сельсовет за справкой, не хочется проверять товар в лаборатории. Ведь даже бесплатный анализ для частника — убыток. Принес он, например, 2 кило грибов, на проверку уйдет с полкило, что ему уже не вернут. А он лишиться их не готов. Лично в этом году обошел нелегалов — одних грибников за воротами человек 200 стояло, предлагал купить у них товар, с оговоркой — после проверки на радионуклиды. Никто проверять не захотел. А официально на рынке грибами торговало человек 5!

    По убеждению Сергея Ивановича, проблема и в том, что процентов 80 нелегалов — не частники, а перекупщики:

    — Сидит у рынка пенсионерка якобы со своими помидорами. А откуда они в марте свои? Сам видел, как ей внук на машине партиями турецкие томаты подвозил. Так почему мы должны бесплатно предоставлять таким землякам места под крышей, да еще и лучшие? Или, как они требуют, специально для них новые торговые ряды оборудовать?

    Как бороться с перекупщиками

    Администратор Привокзального рынка Игорь Габьев с коллегой солидарен:

    — Многие прикидываются малоимущими, а сами приезжают на авто, доверху забитых грибами, ягодами… Один дедуля как-то слезно просил пустить его на рынок с ведерком картошки. Пустили. К обеду выяснилось: машину «бульбы» продал, что неподалеку от рынка припарковал…

    Да, есть люди, сбывающие на стихийных рынках сезонные излишки со своих соток. Но как бороться с перекупщиками, маскирующимися под частников? По мнению директоров рынков, необходимо ужесточить наказание за несанкционированную торговлю. Сегодня это почти невозможно. Участковые милиционеры не хотят связываться с «картофельными» бабушками. Протоколы-приводы-суды… Все это отнимает много времени. Сысоев настаивает:

    — В рейдах по местам стихийной торговли должны участвовать как милиция, так и работники соответствующего управления исполкома, санстанции, налоговой. И наказывать надо нелегалов не только рублем. А, например, изымать продукцию, которую те продают незаконно.

    А пока реальных рычагов воздействия на нелегалов нет, стихийная торговля процветает. С тех пор как малоимущим могилевчанам предложили бесплатные места на рынках, на Привокзальный пришла всего одна частница, до этого реализовывавшая капусту и морковь, выращенную на своих сотках, за его пределами. На Центральный — ни одного. Сильна в наших людях привычка, вот и расстилают снова и снова на земле «скатерти-самобранки». А вокруг носятся машины, щедро орошая «витамины» газовыми выхлопами. Казалось бы, то, что от таких «свойских продуктов» пользы никакой, понятно всем. Но земляки покупают у бабулек и творог и яблоки.

    Проблема стихийных рынков характерна не только для Могилева. И хотя с годами таких в стране все меньше, ликвидировать их полностью можно будет лишь тогда, когда мы сами перестанем поддерживать нелегалов. А пока на непроверенные продукты есть спрос, «серым» торговцам нет смысла покидать насиженные годами места.

    Автор: Ольга КИСЛЯКРэспубліка

Комментарии (0)