19 Апреля, 2024 Пятница

В Беларуси пройдут учения по действиям в случае аварий на радиационно опасных объектах

  • 13 октября 2017 Общество Русский 0

    Споры о безопасности европейских атомных электростанций, похоже, готовы вспыхнуть с новой силой: накануне активисты международной экологической организации Greenpeace проникли на территорию действующей французской АЭС «Каттеном» и вроде как запустили салют рядом с бассейном для охлаждения отработавшего топлива.

     Экологические активисты, проведя провокационную акцию, хотели подчеркнуть: на французских АЭС предпринимаемых мер безопасности недостаточно. Владелец станции компания EDF возразила: незваные гости были быстро задержаны и не проникли в атомную зону. Следовательно, никакой реальной угрозы не возникло.

    Что у нас? Беларусь неоднократно заявляла, что любым вопросам безопасности своего атомного первенца уделяет самое пристальное внимание. Задолго до запуска АЭС, в начале 2017 года, в специально созданную для охраны и защиты объекта войсковую часть 7434 прибыли первые военнослужащие. Торжественное открытие военного городка состоялось в марте. Что касается переговоров с соседями по атомной тематике, то недавно первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ия Малкина высказалась за их возобновление. Чуть позже уже представитель МИД прокомментировал негативную реакцию Вильнюса на информацию о том, что литовские ученые консультируют белорусские государственные органы и специалистов, ведущих надзор за реализацией проекта АЭС в Островце. Консультации эти, кстати, организованы в ходе реализации совместного проекта с ЕС. Казалось бы, надо радоваться — вот оно, практическое участие литовской стороны в обеспечении безопасности своего государства. Но нет. По словам начальника управления информации МИД Дмитрия Мирончика, такое сотрудничество Беларуси и ЕС — это реальный пример нашей открытости и подтверждение заинтересованности в том, чтобы реализовать безопасный и отвечающий самым современным международным стандартам проект атомной электростанции.

    Белорусская сторона, кстати, не поднимает ненужного шума по поводу безопасности европейских АЭС. Хотя не понаслышке знает, к каким последствиям может привести серьезная авария на подобном объекте. Напомним: выброшенные из разрушенного реактора Чернобыльской АЭС продукты деления ядерного топлива привели к радиоактивному загрязнению территорий не только Украины, Беларуси и России, но и других государств... Здесь у нас сейчас другой подход. На следующей неделе в стране пройдут командно–штабные учения по отработке предупредительных и защитных мероприятий реагирования на аварийные ситуации на ядерных и радиационно опасных объектах, которые расположены за пределами Беларуси. В замысел учения преднамеренно заложен практически невозможный сценарий развития событий с выбросом радиоактивных веществ. В качестве наблюдателей приглашены компетентные ведомства всех стран–соседей, ряд международных организаций, в том числе МАГАТЭ и ОДКБ, дипломаты. Минск готов продемонстрировать всем желающим, что не только заботится о безопасности собственной атомной электростанции, но и готов реагировать на любые нештатные ситуации за рубежом. Причем не на словах, а на деле.

    КСТАТИ

    Проведенные на БелАЭС в 2016 году стресс–тесты показали, что станция устойчива к экстремальным воздействиям. «Не требуется корректировки в плане кардинальных доработок и совершенствования», — заявил вчера главный инженер РУП «Белорусская АЭС» Анатолий Бондарь. Начальник отдела коммуникаций и общественной информации Госатомнадзора Олег Соболев добавил, что национальный доклад по итогам стресс–тестов уже подготовлен, его в ближайшее время передадут Европейской комиссии, и эти результаты будут размещены в открытом доступе.

     

    КОМПЕТЕНТНО

    Вчера руководство БелАЭС подробно рассказало, как упал первый корпус реактора, что произошло в пути со вторым корпусом. И когда в Беларусь прибудет новый корпус.

     Анатолий Бондарь, главный инженер БелАЭС, сообщил, что к концу октября корпус реактора для 2–го энергоблока атомной станции должен прибыть в Беларусь:

     — Он находится сейчас в Великом Новгороде, как и парогенераторы для второго блока, а также транспортный шлюз — для первого блока. В данный момент корпус реактора для 2–го блока уже погружен на железнодорожную платформу. Железнодорожный участок предполагается покрыть примерно за 2 недели. К концу октября мы ждем его прибытия. Аналогично по графику будет и поставка парогенераторов. Также сейчас решается вопрос по логистике транспортного шлюза для блока 1. Пожалуй, это самое крупногабаритное оборудование, поэтому вопросы транспортировки сначала нужно решить в самом Великом Новгороде. Все идет по графику. Каждая транспортная операция тщательно готовится.

    Напомним, на станции уже установлен корпус реактора в первом энергоблоке. Однако история этой установки не обошлась без неприятностей.

    Директор станции Михаил Филимонов подробно рассказал о неудачной попытке установки корпуса реактора в первый энергоблок, а потом — неприятности при транспортировке корпуса, который прислали на замену:

    — У нас действительно с первым корпусом реактора произошел инцидент. При монтаже был разработан и проект производства работ, были необходимые механизмы, однако сыграл роль человеческий фактор. В результате монтажная организация при установке корпуса допустила падение корпуса на землю. А так как мы объявили, что ядерная безопасность является приоритетной, и следуем этой политике, мы поставили вопрос о замене другим корпусом, который не был в таких ситуациях. Нашли понимание с российскими партнерами. И произвели замену. Да, мы сознательно пошли на превышение сроков (строительства АЭС. — Прим. TUT.BY), но безопасность станции превыше всего.

    В настоящее время другой корпус смонтирован, работы идут. Но, напомним, при перевозке в Беларусь корпус, присланный на замену, задел опору электропередачи.

    — Что точно произошло, нашли ли виновных? Сделали ли вы какие–то выводы?

    — При транспортировке второго корпуса в Беларусь во время маневровых работ корпус своими защитными чехлами коснулся опоры электропередачи. Именно коснулся, опора как стояла, так и стоит на своем месте, это говорит о ничтожности (удара. — Прим. ред.). Опора бетонная, если бы было хоть малейшее усилие, она бы была разрушена. А значит, была бы остановка движения поездов. Никакой остановки движения поездов не было. Да, была отметина на защитном патрубке. Мы это тщательно изучили, это малозначительная, но неприятная ситуация. Тем не менее она не принесла никаких последствий.

    Подрядчик, вице-президент по проекту Белорусской АЭС АО «НИАЭП» Виталий Медяков добавил:

    — Этот корпус на площадке дополнительно обследован с участием представителей заказчиков. Состояние корпуса было признано удовлетворительным. Провели дополнительное взаимодействие с представителями БелЖД, чтобы не допустить такого повторного случая. Обсудили, чтобы поезд шел по подъездным путям, чтобы не допустить такого столкновения. График движения составляется с учетом минимального прохождения встречных поездов.

    Снежана ИНАНЕЦ, www.tut.by

    Автор: Александр НЕСТЕРОВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)