29 Марта, 2024 Пятница

Обходя тупики: молодых людей с серьезными диагнозами учат жить самостоятельно

  • 19 октября 2017 Общество Русский 0

    Ушел в монастырь

    Судьбы молодых обитателей Мурованского дома-интерната похожи. Их диагнозы приводят к инвалидности: от умственной отсталости до эпилепсии. Как правило, родители злоупотребляли алкоголем. Родственники отвернулись от необычных детей. За плечами переводы по закрытым медучреждениям.

    38-летний Сергей всю жизнь провел в интернатах. Последним его пристанищем стало здешнее учреждение. Деревенскими пейзажами он любовался девять лет,  и то, обычно из окна. Полгода назад молодому мужчине вернули дееспособность, теперь он служит послушником в Жировичском монастыре.

    – Меня, ребенка, подобрали зимой на дороге, где я простоял несколько часов. Мать загуляла, уехала в Россию. У отца оказались свои дела, он создал новую семью, – вспоминает Сергей.

    По воле судьбы мальчик оказался в детском доме, затем путешествовал по интернатам для взрослых инвалидов.

    – У меня с детства II группа инвалидности, но с разрешением на труд, – признается собеседник.

    Почти все годы пребывания в социальном учреждении он потратил на создание молельной комнаты: покупал на свою пенсию иконы, договаривался о службах со священниками.

    – Друзья по интернату помогали делать ремонт, покупать литературу и образы святых. Знаете, приложишься губами к святому окладу, и на душе становится спокойно, чувствуешь, что Бог рядом и хочется жить, – рассуждает мужчина.

    Сейчас Сергей – просто гость в интернате, навещает друзей и не оставляет свое дело:

    – Оказавшись в монастыре, я почувствовал себя как дома. Ведь стремился к этому половину жизни. В Жировичах занят в хозяйственной сфере: от огорода до зимних закаток. И, конечно, молюсь. Прошу Бога благословить всех врачей и пациентов интерната.

    Строят, шьют и обувают

    Как пояснила директор ГУСО «Мурованский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» Тареса Жуковская, за последние три года еще двое молодых человек покинули учреждение:

    – Они сейчас работают на обувной фабрике, переехали в Гродно. Им дали общежитие, в комнатах с интернатскими приятелями сделали ремонт. Конечно, наши бывшие подопечные остаются под присмотром соцработников. Возможно, в скором времени еще два пациента начнут новую жизнь.

    По словам председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома Анатолия Зимноводы, за семь лет 37 пациентов интернатов области смогли выйти из социальных учреждений, парень и девушка из Лиды создали семью. Люди с инвалидностью получают строительные профессии, учатся на швей и обувщиков.

    – На сегодняшний день более десяти наших подопечных трудоспособного возраста смогут жить, возможно, самостоятельно. Мы этому способствуем. Учим готовить еду, ухаживать за собой, распоряжаться деньгами и устанавливать социальные контакты, – рассказала заведующая медицинским отделением врач ГУСО «Мурованский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ирина Заболоцкая.

    Пончики от Саши

    Один из таких пациентов – 34-летний Александр. Он – местный «повар»: вафли с пончиками испечет, замесит пироги, для праздничного стола обязательно приготовит курицу с картошкой.

    – Я отучился на маляра-штукатура. Даже приятелей нашел, которые согласны взять меня в строительную бригаду. Но это на усмотрение врачей, – поделился Саша, одарив улыбкой.

    Признался, что с родственниками связи нет. Вроде по Интернету нашел контакты бабушки и дяди, которые проживают в Щучине. Но пока позвонить не может, не решается.

    – К сожалению, родственники пациентов, как правило, не хотят поддерживать контакты с нашими подопечными. Когда связываемся с ними, получаем ответ: «Сюда больше не звоните», – посетовала Тареса Жуковская.

    Ну а пока Александр заказывает книги по строительству и серьезно готовится к переезду в Гродно.

    31-летний Дмитрий прошел интернаты области, пока не остановился на 12 лет в Мурованском учреждении.

    – В интернате меня всё устраивает: условия проживания, еда. Но хочу жить самостоятельно. Как и Саша, пошел бы на стройку. Но семью заводить не хочу, уже привык к одиночеству.

    Дима разочаровался в семейных  узах: отца не знает, мать злоупотребляет, тетка честно призналась – сама бедная, помочь не может.

    – Но я понимаю, что просто не хотят общаться, ведь мне не деньги нужны, – искренне признался Дмитрий.

    Хобби молодого человека – книги по саморазвитию. После прочтения, пояснил, ему нужно два-три месяца, чтобы «переварить», осознать новую информацию.

    – 37-летняя Людмила вскоре сможет покинуть интернат. Она никогда не жила самостоятельно, но очень этого хочет. Пусть читает и пишет плохо, зато хорошая хозяйка: шьет, вяжет и вышивает. Вопрос о возврате ей дееспособности рассматривался в прошлом году, но было условие – получить образование. Теперь Людмила дипломированная швея, – заочно познакомила Ирина Заболоцкая.

    Путевка в жизнь

    – Не все пациенты смогут выйти в жизнь. Наша задача, чтобы им было комфортно и интересно. Хотя они, допустим, получили строительное образование, но, возможно, смогут применить навыки только здесь. Зато молодые люди получают удовольствие от результатов своего труда: будь то пару морковок со своей грядки или выкрашенные собственными руками стены, – уточнила Тареса Жуковская.

    Скорее всего, 30-летний Анатолий, который передвигается на коляске, не сможет покинуть интернат. Но, как признались его врачи, после общения с волонтерами и спортивных игр улучшилось его физическое и психическое состояние. Молодому человеку трудно читать, зато теперь он хочет научиться танцевать на коляске. «Иметь мечту – это очень важно для любого человека», – подытожила Тареса Жуковская.

    – Раньше думала, что в интернат – это как на кладбище. Конец. Всё изменилось, когда начала консультировать здешних пациентов. Уже четыре года езжу сюда со студентами, – рассказала профессор кафедры медпсихологии и психотерапии ГрГМУ Елена Королева.

    Врач пояснила, что подбор правильной реабилитации – длительный процесс:

    – Наблюдали за пациентом, который не говорит и, кажется, ни на что не реагирует. Но студенты заметили, когда начинает играть музыка, он совершает движения точно в такт. Часто подопечные не знают, что им может нравиться. Надо найти хобби и развивать творческий потенциал, чтобы пассивность и замкнутое пространство не привели к еще большему ухудшению здоровья личности.

    Специалисты разрабатывают программу под каждого пациента: от цветовой гаммы стен до трудотерапии, танцев, чтения и обсуждения прочитанного.

    – Когда с пациентами занимаются, они психологически адаптируются, возрастает их самооценка и личностный потенциал, улучшается качество жизни. Теперь я уверена, что путевка в интернат – это не билет в одну сторону, – призналась Елена Королева.

    В этой работе важную роль играют волонтеры. Ими, как правило, становятся студенты медико-психологического факультета ГрГМУ.

    – Наши студенты работают с каждым проживающим на протяжении долгого времени. У нас уникальный факультет, аналогов которому нет на постсоветском пространстве. Но проблема в том, что, к сожалению, специалисты «сбегают», отработав после университета. Им тяжело. Здесь надо решить вопрос с достойным жильем, чтобы как-то привлечь специалистов, – считает декан Татьяна Шамова.

    Ну а пока молодые и энергичные студенты-медики ездят в деревню Сколобово, их ждут Дима, чтобы обсудить новую книгу по саморазвитию, и колясочник Толик, чтобы вновь возобновить физические занятия и, наконец, научиться танцевать.

    Справка

    В Мурованском доме-интернате проживают 327 человек. Женщин и мужчин примерно одинаковое количество. Молодые люди до 40 лет составляют примерно четверть от всех пациентов. Примерно столько же 40-50-летних. Остальная половина обитателей – те, кому за 50 лет.

     

    Фото автора.

    Автор: Татьяна ЧеркесПерспектива

Комментарии (0)