25 Апреля, 2024 Четверг

"Идет охота на волков…"

  • 23 ноября 2017 Общество Русский 0

    Жители Краснопольщины встревожены — на территории района активизировались волки. Хищники осмелели настолько, что под покровом темноты наведываются на окраины некоторых деревень, к животноводческим фермам.

    На встрече жителей агрогородка Почепы с председателем райисполкома его попросили помочь с освещением молочно-товарной фермы — без этого сторожу трудно уберечь телят от серых разбойников. Вообще люди боятся — волки в здешних лесах жили всегда, но так нагло они себя ведут нечасто. В ряде деревень, к примеру, хищники задрали нескольких собак. Информация о таких случаях передана местным структурам Белорусского общества охотников и рыболовов (БООР), чтобы там приняли меры по отстрелу наглых «визитеров».

    Министерство лесного хозяйства, к слову, констатирует: в последнее время волки в отдельных регионах страны чаще стали появляться вблизи небольших деревень, поэтому численность хищника следует сократить. По мнению некоторых специалистов-биологов, на всю территорию Беларуси достаточно иметь 200—600 таких «санитаров леса». На 1 февраля 2017 года численность волков, по информации Минлесхоза, составила 2113 особей. При том, что, по данным статистики, в 2016-м пользователи охотничьих угодий добыли 1775 волков. На основании полученных данных были определены районы, в которых «необходимо осуществить первоочередные мероприятия по регулированию распространения и численности данного охотничьего животного». На Могилевщине это Краснопольский, Климовичский, Славгородский и Чериковский районы.

    Как сообщил главный охотовед Могилевского государственного производственного лесохозяйственного объединения Дмитрий Пантелеев, в Могилевской области насчитали в этом году 174 волка. В 2016-м было 180 хищников. Конечно, такой подсчет не может быть абсолютно точным: у волков появляется потомство, они могут мигрировать из соседних регионов — за ночь «серый» способен пробежать до 80 километров. Нынче он здесь, завтра — в соседней области, делает круг примерно за 5 дней, потом возвращается в исходное место. Поэтому сегодня там может быть 5 волков, завтра — 8, послезавтра — 3.

    Как бы ученые-теоретики ни обосновывали «положительную роль» этих зверей в экологических системах (их добычей, мол, становятся в основном больные, физически неполноценные животные), в Беларуси волк всегда находился вне закона и внесен в список вредных или нежелательных видов. Правилами охоты разрешено истреблять его в течение всего года, независимо от мест нахождения.

    Дмитрий Пантелеев, например, полагает, что если волк и выполняет роль «санитара леса», то разве что (с большой натяжкой) на заповедных территориях, где присутствие человека — минимальное. А если не регулировать волчью популяцию в охотугодьях, это приводит к снижению общей численности косуль, кабанов, оленей. Те же ученые определили оптимальную численность разных животных на 1 тысячу гектаров лесных угодий. К сожалению, по копытным в Беларуси пока не удается выйти на эти показатели. Зато по численности волка мы чуть не «впереди планеты всей».

    — У нас проводится большая работа для того, чтобы увеличить численность копытных, завозятся новые животные (например, благородный олень), организуется подкормка, боремся с браконьерством, — говорит Дмитрий Пантелеев. — По данным учета, на 1 мая в Могилевской области обитали 5500 лосей (в прошлом году на такую же дату их было 4700), 11900 косуль (10 400), 160 кабанов (270), 2800 благородных оленей (2360), 406 зубров (350). Но если бы не волк, этих животных в наших лесах было бы больше. Одному «серому» на пропитание ежегодно надо около тонны мяса, вот и представьте, сколько вреда они наносят охотничьему хозяйству! В некоторых европейских странах волка вообще нет, разве что в зоопарке их можно увидеть — и ничего, нормально. Мое личное мнение: в естественных природных условиях достаточно одного волка на 50, а то и на 100 тысяч гектаров.

    Волк — зверь очень осторожный, лишний раз на глаза человеку старается не показываться и обычно избегает мест, где живут люди. Такого, чтобы он напал на человека, в нашей области, говорят охотоведы, не было. В то же время понятно, что появление хищника вблизи населенного пункта не может не вызвать у людей опасения. Если они жалуются даже на волчий вой, значит, проблема есть, и надо принимать меры.

    Когда волку достаточно пищи в лесу, уверяют специалисты, он не станет нападать и на домашний скот. После того как из-за угрозы распространения африканской чумы свиней был активизирован отстрел диких кабанов, их численность в лесах Могилевщины значительно сократилась, в результате волки стали переключаться на лося, косулю, нападают и на больных, слабых зубров.…Наиболее вольно, говорят охотоведы, хищник себя чувствует на отселенных после чернобыльской аварии землях, где охота запрещена. Там обычно размножаются, а потом «кочуют» туда, где больше пищи. Ведь и те же олени, и лоси часто селятся поближе к сельхоз­угодьям — кукурузным полям, озимым. Кстати, больше всего случаев, когда люди видели или слышали хищников, происходило, похоже, в период, когда «серые» начинают выводить волчат «в поле» и обучать их охоте. Подходят такие стаи и к фермам, прилегающим к лесным угодьям (вокруг иных МТФ, к слову, могут быть и могильники для павшего скота).

    — Но случаев нападения волков на сельскохозяйственных животных в Могилевской области ни в прошлом, ни в этом году не было, — заметил Дмитрий Пантелеев. — Ситуация — под контролем. И летом, и зимой охоту на волка проводят егеря, в прошлом году, например, на Могилевщине добыто 230 волков. Но на место отстрелянных хищников приходят новые — из соседних регионов России, к примеру. Там не так сильно, как у нас, борются с браконьерством, тех же копытных меньше, вот волк и идет к нам подкрепиться. Привольно ему и на особо охраняемых природных территориях, где охота запрещена. Отсюда и высокая численность волков в юго-восточном регионе области — в Краснопольском, Славгородском, Чериковском районах.

    У местных жителей, опасающихся таких «соседей», все надежды, конечно, — на охотников. Но добыть хищника непросто, охота на него — коллективная, привлекаются к ней самые опытные «волчатники». А потому и затраты на организацию и проведение охоты немалые. Но как бы то ни было, если в каком-то районе требуется «отрегулировать» волчью популяцию, охотники, как правило, на просьбу егерей о помощи откликаются. И только тот, кто добывал волка, знает, насколько это сильный, умный, осторожный и коварный зверь. Бывает, охотники ночами сидят в засаде, а результат — нулевой. Дмитрий Пантелеев, как сегодня, помнит свою первую (уже давнюю) охоту на «серого».

    — Это было поздней осенью, — рассказывал он. — Егеря решили подманить зверя, используя вабу (подвывку) — волки не терпят чужих на своей территории и обычно отвечают на голос, проверяют, кто подает «сигнал». Лучше всего охоту на вабу проводить вечером, с какой-нибудь возвышенности. Мы расположились на стогу сена, егерь начал вабить — в ответ целый волчий хор. И интересно, и жутко было. Но не знаю, то ли «серые» почувствовали фальш в вабе, то ли еще что-то их спугнуло… В общем, волков мы не дождались, замерзли и прекратили охоту — такой вот был первый мой опыт. Ну, а в последний раз я участвовал в охоте на двух волков прошлой зимой в Быховском районе. Зима, кстати, самое оптимальное время для охоты — следы хорошо видны на снегу и больше шансов, что облава завершится удачно. Окружили территорию, где прятались волки, красными флажками — волки, кстати, боятся не этой материи (они не способны различать цвета), а запаха человека. Почувствовав его, он уходит в сторону и попадает под выстрел охотника. Одного хищника мы таким способом добыли, а вот второй — видимо, опытный волчок — ушел под флажки. Словом, для охоты на этого зверя нужна серьезная подготовка … 

    Как отметил Дмитрий Пантелеев, для стимулирования охотников лесохозяйственным объединением в этом году организован конкурс по борьбе с волком, а также — лисицей и енотовидной собакой. Его участникам начисляются баллы за добытого зверя. В частности, за волка охотник получает 5 баллов, и за каждые 30, 20, 15 «волчьих» баллов ему дается разрешение на добычу того или иного охотничьего животного по минимальной предельной стоимости. А победителю конкурса по «льготному тарифу» реализуется охотничья путевка на осенне-зимний сезон.

    Еще вариант — привлечение иностранных охотников. Для многих из них (особенно из Западной Европы, где «серого» практически извели) добыть волка — «голубая мечта». И в Могилевскую область зарубежные гости наведывались, стоимость зверя для них — 400 евро.

    Ну, а исчезновение волку в наших лесах не грозит, уверены специалисты, уж слишком это пластичный и организованный вид с уникальной способностью к воспроизводству и восстановлению численности в короткие сроки. У волка, по сути, нет в дикой природе врага, который был бы способен регулировать его численность. Стало быть, без отстрела он будет размножаться и расселяться до предела своей «кормовой базы». А еще, по словам охотоведов, волк, на которого никогда не охотились, в третьем поколении теряет страх перед людьми. И коль он наносит серьезный вред сельскому и лесному хозяйству, человеку, то и «приговор» хищнику — соответствующий. 

    Автор: Геннадий АлександровМогилевская правда

Комментарии (0)