19 Апреля, 2024 Пятница

Что делать с должниками по оплате ЖКУ?

  • 28 ноября 2017 Общество Русский 0

    На 1 октября 2017-го в Новополоцке из 45 тысяч лицевых счетов 2936 имеют просроченную задолженность по оплате ЖКУ на сумму 223,5 тыс. рублей. Недоплаты создают существенную брешь в бюджете города и предприятий-поставщиков коммунальных услуг. Страдают граждане, добросовестно оплачивающие квитанции, ведь объем и скорость работ по техническому обслуживанию жилых домов в том числе зависят от количества оплативших до 25-го числа каждого месяца. Есть ли управа на тех, кто игнорирует жировки? – вопрос, который «НС» адресовала Никите Кирею, начальнику расчетного центра г. Новополоцка – структурного подразделения КПУП «Витебский областной расчетно-справочный центр». Разговор зашел и о социальном портрете должников.

    – Никита Дмитриевич, какая категория неплательщиков вызывает наибольшее беспокойство сотрудников расчетного центра?

    – Прежде всего, это те, кто не оплатил ЖКУ за месяц. На 1 октября таких насчитывалось 1999. Их долг составил 82,61 тыс. рублей. Всем должникам были направлены предупреждения-напоминания об имеющейся задолженности и необходимости ее погашения. Не меньше хлопот доставляют и новополочане, которые игнорируют жировки в течение 2–5 месяцев. За 10 месяцев 2017-го в данной категории набралось 690 лицевых счетов на сумму 54,96 тыс. рублей. Работаем, как и с одномесячниками. Плюс вручаем лично и отправляем заказными письмами предписания на отключение коммунальных услуг. Их приостановление производится работниками ЖЭСов в случае неоплаты в пятидневный срок без уважительных причин. К слову, за истекший период года специалистами РЦ выдано 3 759 подобных предписаний. В итоге 349 квартир остались без благ цивилизации. Также было составлено 1026 графиков погашения задолженности, направлено в суд 12 исковых заявлений о принудительном взыскании ЖКУ, подано в нотариальную контору 345 нотариальных надписей. Я уже не говорю о том, что мы ежемесячно вывешивали на стенды ЖЭСов списки неплательщиков.

    Есть еще одна многочисленная категория тех, кто не считается с законом. Это неплательщики свыше 6-ти месяцев: на октябрь было 247 лицевых счетов на сумму 85,93 тыс. рублей – из них 148 приходились на собственников, 99 – на нанимателей. Всем должникам неоднократно направлялись уведомления, в том числе о понуждении их к отчуждению жилых помещений. В итоге удалось добиться того, что отдельные граждане начали частично оплачивать ЖКУ, другие предоставили расписку об уплате задолженности по коммунальным услугам. Крайней мере воздействия – выселению – в 2017-м подверглось 8 семей: 3 выселено без предоставления жилого помещения, 3 оплатили долг до вынесения решения суда, 2 иска находятся на рассмотрении в суде. Остается открытым вопрос по лицевым счетам, где собственники проживают за границей, находятся в розыске или в местах лишения свободы.

    – Помогает ли в решении проблемы составление социального паспорта неплательщика?

    – Конечно, но не всегда можно определить социальный статус человека. Особенно это касается тех, кто не оплатил ЖКУ за месяц. Когда начинаем анализировать, видим одни и те же фамилии. Вроде, с гражданином провели беседу, вразумили его, тот погасил задолженность. Но проходит два месяца, и он снова в черном списке. И в таком круговороте многие живут. А вот людей, у которых случился единичный сбой по оплате, крайне мало.Весьма интересным получился социальный паспорт неплательщиков свыше 6-ти месяцев (247 лицевых счетов). 27% – граждане, которые ведут аморальный образ жизни, в частности, страдают алкогольной зависимостью. 21% составляют неработающие новополочане. На долги выселенных приходится 17%. В данной категории значатся люди, у которых была задолженность и которых выселили из собственного жилья. Их долг продолжает «висеть», ведь законодательством не предусмотрено его списание после выселения. За пределами Беларуси находится 9% неплательщиков, 6% – являются пенсионерами, 3% – осужденными. Еще 2% – это многодетные семьи.

    – Какая тенденция наблюдается в работе по уменьшению дебиторской задолженности?

    – Начиная с февраля мы фиксируем уменьшение задолженности в денежном эквиваленте. Количество лицевых счетов практически остается на том же уровне. Несмотря на непростую ситуацию и условия, в которых приходится работать, расчетному центру удалось повысить борьбу с задолженностью на 1,2%. В общем, мы не сидим сложа руки.

    – А что за «непростые» условия?

    – У нас изменилось количество поставщиков услуг. Если раньше он был один – ЖРЭО, теперь их насчитывается 8. К тому же поменялся подход в исчислении задолженности по оплате ЖКУ. До июля 2016-го, когда РЦ еще был подразделением ЖРЭО, при формировании отчетности просроченная задолженность отражалась с учетом переплат. Например, человек, зная о сложной финансовой ситуации в следующем месяце, в текущем чуть больше платил за ЖКУ. Данная переплата шла на уменьшение задолженности. Теперь, к сожалению, нет. Также раньше отдельные предприятия заключали договора с расчетным центром, согласно которым удержания за коммунальные услуги производились нанимателем с зарплаты работника. Но сегодня это не практикуется, ведь с переходом РЦ в областное подчинение усложнился процесс заключения договоров.

    Вдобавок, за последний год количество лицевых счетов выросло с 43-х до 45 тысяч. Среди них оказалось немало с задолженностью, их в том числе приняли специалисты расчетного центра. Меняется и процент возмещения ЖКУ населением, что также сказывается на нашей работе. А еще приходится сталкиваться с людской непорядочностью, и это огорчает больше всего.

    – Как совершенствуете работу с неплательщиками?

    – Сейчас мы бросили все силы на борьбу с одномесячниками. На прошлой неделе запросили у субъектов хозяйствования списки работников. Дальше будем рассылать информационные письма администрации предприятий, на которых работают неплательщики. Списки тех, кто не оплачивает коммунальные услуги свыше 6-ти месяцев, предоставляются в ГОВД и отдел образования, спорта и туризма горисполкома. В прокуратуру также направляем фамилии должников для проведения с ними разъяснительной беседы. Кроме того, активно пользуемся возможностями интернета. Через социальные сети удалось найти 87 граждан (или их родственников): 74 предупреждены о своевременной оплате за ЖКУ, некоторые из них погасили долг на сумму 7,9 тыс. рублей.

    Да, нам приходится везде сообщать о должниках. И знаете, что сотрудники центра слышат от последних? «Как вы посмели рассказать?» А наш встречный вопрос «А как вы посмели не заплатить?» остается все чаще без ответа.

    Автор: Анна ОбодоваНовополоцк сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)