24 Апреля, 2024 Среда

Ты есть

  • 29 декабря 2017 Общество Русский 0

    Когда после четырех лет со­вмест­ной жизни в семье Ивановых так и не зазвучали детские голоса, Елена завела речь об усыновлении. Александр выслушал предложение супруги молча, без комментариев.

    — Увидев такую реакцию, я по­ду­ма­ла: значит, не судьба, — вспоминает Елена. — И вдруг под Новый год Саша удивил: мол, если не передумала, то начинай собирать документы.

    На первом этапе чаяния семьи были очень стереотипными. Как и многие усыновители, мечтали облагодетельствовать маленькую здоровую девочку без тяжелой наследственности.

    — Но получилось все по-другому. Действительно, Вселенная сама знает, какой подарок преподнести, — делится Елена.

    Накануне знакомства с будущей дочкой супругам позвонили из интерната и попросили перенести визит на другой день.

    — Расстроились, но решили: раз взяли отгул на работе, значит, съез­дим в другое учреждение, которое недалеко от Минска, отвезем хотя бы подарки детям, — продолжает собеседница. — Там нас уговорили познакомиться с двумя мальчишками, которым 4 и 5 лет. Ребята показались очень трогательными и беззащитными. Младший смущенно спрятался за ногу социального педагога, а старший решительно забрался будущему папе на колени, деловито поправил очки и замер. Играя с младшим мальчиком, краем глаза наблюдала, как муж бережно держит на коленях своего тезку и пытается незаметно смахнуть некстати набежавшую слезу. Мечта о розовощекой малышке отошла на какое-то время в сторону, уступив место тихому наслаждению моментом. Как будто кусочек пазла стал на свое место. Прощались, не говоря ни да, ни нет. Сели в машину с мужем и стали друг друга уговаривать, мол, нет, мы же хотели девочку. Едем дальше, молчим, переглядываемся. День думали, а в воскресенье отправились в Жодино.

    Так в семье Ивановых появились двое сыновей: Денис и Шурик.

    — Говорят, что когда нет кровной связи, то материнский инстинкт не срабатывает. Не знаю. Между нами словно сразу какая-то пуповина образовалась, — отмечает Елена. — Я всегда чувствую, когда мальчишки заболевают, слышу из соседней комнаты, как они всхлипывают во сне. Понятно было и то, что усыновлять нужно двоих, ведь братьев разлучать нельзя. В неблагополучных семьях старшие растят младших. И когда рвутся кровные связи, детям очень больно. Как объяснить рано повзрослевшему ребенку, почему малыша забирают, а его оставляют в детском доме?

    Становиться многодетными родителями Александр и Елена не планировали. Но в их жизни произошла очередная новогодняя история. Как-то позвонила знакомая воспитательница из того самого детского дома, в котором они были, и рассказала про девочку, мол, так похожа на одного из мальчишек, предложила встретиться с ней.

    — Пока раздумывали, девчушку решил кто-то удочерить. Мы и успокоились. Прошло около девяти месяцев, отмечали у знакомых Рождество. Несмотря на праздник, на душе было как-то неспокойно. Весь вечер сидела как на иголках. Вернулись домой, а на мобильном телефоне 10 пропущенных звонков из интерната, — рассказывает Елена. — «Помните девчушку, о которой я рассказывала?» — с ходу спросила Степановна. — Далее последовала душещипательная история о том, как, вдоволь наигравшись в дочки-матери, потенциальная мама оставила малышку. Она более не вписывалась в ее планы, связанные с беременностью и предстоящим замужеством. Брошенной дважды за свои четыре года девочке очень нужен был дом.

    Не имея твердых планов на удочерение, семья пришла к компромиссному варианту: взять девочку на патронатное воспитание. Однако данное решение было полумерой, так что через шесть месяцев Александр инициировал удочерение. А спустя год в семье появилась и вторая сестричка.

    Елена не скрывает: если кто-то думает, что все происходит как в сказке — усыновили ребенка и зажили долго и счастливо, то они глубоко заблуждаются. Первое время приходилось непросто. Проблем хватало как с мальчишками, так и с девчонками.

    — Практически все дети, которые находятся в домах-интернатах, в той или иной степени отстают в развитии. Они «закукливаются», потому что чувствуют себя никому не нужными. Им необходимо найти того, ради которого появится желание выбраться из кокона, — высказывает свое мнение Елена.

    Сыновья плохо разговаривали, родители понимали их с трудом. К тому же в обществе вели себя крайне непосредственно. Елена часто ловила неодобрительные взгляды людей, мол, что же вы, мамаша, так плохо их воспитали.

    — Бывали времена, когда просто забивалась в угол и рыдала подруге в трубку, сетуя на все те трудности, которые обрушила на себя и супруга, — признается Елена.

    Со временем заботы вынудили сменить работу, так как график с восьми до пяти и две недели отпуска дважды в год не давали возможности уделять достаточно внимания детям. Когда трое в один год пошли в первый класс, мама, сдув пыль с диплома, отправилась следом. По образованию Елена учитель английского языка.

    — Душевные травмы, полученные в детстве, очень долго дают о себе знать. Вика полгода плакала во сне. Ребенок, который страдал морально, перестает чувствовать физическую боль: падает, разбивается в кровь и даже не хнычет. Если он начал упоенно рыдать над поцарапанной коленкой, значит, немного оттаял, — говорит Елена.

    Елена Иванова: «В фильме «Давайте потанцуем» с участием Ричарда Гира главная героиня говорит: люди создают семью для того, чтобы кому-то было небезразлично, что ты на этом свете есть. Очень правильная мысль. В любом возрасте нужен человек, в которого можно уткнуться — спиной, плечом, лбом. Такого чувства защищенности ребенку не даст ни один детский дом, даже самый благополучный. Только мама и папа».

    Мы общались с Еленой и Александром на кухне, дети играли в своих комнатах. Однако через полчаса любопытство взяло верх. Сначала под бочок к маме пристроилась Алиса, потом с другой стороны приткнулась Вика. Не выдержал и Денис. Елена стала нас знакомить.

    Виктории сейчас 9 лет. Она пишет сказки, любит рукодельничать, осваивает игру на цимбалах. Алиса с удовольствием готовит. Кроме того, поет в хоре, учится играть на фортепиано, пробует себя в журналистике. Денис — спортс­мен, одно время посещал секцию баскетбола, сейчас увлекается рукопашным боем. А Сашу называют дизайнером, он шьет, делает игрушки.

    — Недавно нашел в журнале материал о том, как нанести на майку принт, перепортил не одну, экспериментируя, — улыбается мама. — Заказали ему краски для текстиля, пусть воплощает свои фантазии.

    Дети с гордостью продемонстрировали мне и папино творчество — изделия из дерева. Чтобы разделить с супругой заботы по воспитанию детей, Александр ушел из солидной компании и занялся ремесленничеством. Сейчас в доме у Ивановых практически вся мебель сделана руками главы семьи. Изготавливает он и сувениры.

    Как и в любой семье, у Ивановых есть традиции. Каждый год 2 августа вся родня съезжается в Оршу на день рождения самой старшей представительницы рода, которой в нынешнем году исполнилось 102 года. Впрочем, дети гордятся не только своей прабабушкой.

    — У нас и дедушка знатный. Что можете про него рассказать? — обращается к подрастающему поколению мама.

    Ребята наперебой отвечают: музыкант, дирижер, настраивает инструменты, руководит ансамблем.

    — И это все правда, — подтверждает Елена.

    — В 1965 году мой отец стал создателем и первым директором 102-й общеобразовательной школы с музыкальным уклоном, которую впоследствии преобразовали в гимназию № 17, — подключается к разговору глава семьи. — Потом одно время руководил гимназией-колледжем искусств имени И. О. Ахремчика, работал на радио. Сейчас живет на малой родине, в Бобруйске, возглавляет ансамбль. Мы посещаем все его отчетные концерты.

    По мнению Елены, важно, чтобы усыновленный ребенок обзавелся корнями, чтобы род принял его. Тогда он будет увереннее себя чувствовать.

    На Новый год в семье Ивановых обязательно делают пряничный домик, рождественский пудинг по старинному рецепту и папино фирменное блюдо. Каким оно будет, обсуждают еще в ноябре.

    Автор: Светлана ЛОЦМАНОВАМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)