18 Апреля, 2024 Четверг

Почему горят машины: истории от судебных экспертов

  • 04 января 2018 Общество Русский 0

    Помните нашумевший случай: дорогущий автомобиль «Мазерати» сожгли ради страховки? Как тогда доказали умышленный поджог? В Государственном комитете судебных экспертиз (ГКСЭ) нам рассказали об этом, а заодно и о других интересных историях, связанных с пожарно–технической экспертизой.

    Начались поджоги, когда множество страховых компаний начали предоставлять услуги полного КАСКО — страховки, в которую были включены любые повреждения. Первая волна мошенничеств прокатилась примерно в 2011 году: резко упала стоимость автомобилей. Цена машины определяется раз в год — при ее страховании. К концу года авто могло стоить в два раза дешевле. Естественно, некоторые ловкачи не хотели терять половину стоимости и при помощи страховки собирались получить первоначальную сумму. Начальник отдела исследования механизма горения ГКСЭ Ростислав Курсевич приводит яркий пример: «В январе прошлого года «Мазерати» сгорел после ДТП. Водитель утверждал, что на трассе перед ним неожиданно возник человек с велосипедом. Машина зацепила его и съехала в кювет. Шофер поспешил к пешеходу, но на дороге лежал лишь розовый велосипед. В это время автомобиль вдруг вспыхнул и сгорел дотла». История показалась милиционерам сомнительной. К тому же в этот день заканчивалась страховка полного КАСКО.

    Пострадавшему полагалось 65.000 долларов. Сумма значительно превышала упавшую стоимость авто на тот момент. Курсевич лично побывал на месте происшествия. Он рассказывает, как пожарно–техническая экспертиза помогла изобличить обманщика: «Осмотрели машину. Практически полностью были уничтожены все сгораемые элементы. С ходу не удалось установить причину возгорания. Но смогли выяснить, что началось горение в передней левой части. В этой зоне, кроме электрооборудования, ничего не располагалось. Решили выехать на место аварии, хотя с ее момента прошло уже около недели». На месте горения «Мазерати» в зоне переднего колеса обнаружили запах нефтепродуктов. Земля была достаточно сильно пропитана бензином. А в области расположения бензобака и топливной системы — как раз там, где теоретически топливо могло пролиться, — на грунте никаких следов. Причем металлический бак авто не был вскрыт, внутри даже остался бензин, несмотря на то что машина полностью сгорела. Следовательно, в зону переднего колеса бензин кто–то плеснул. Кроме того, выяснили, что тот розовый велосипед принадлежал ушлому водителю «Мазерати». Он оказался нерабочим, так как был весь ржавый. Поскольку не умещался в автомобиле, приходилось снимать колеса. А чтобы поставить их на место, требовался велосипедный ключ. Когда эксперты разбирали пожарный мусор в машине, нашли его. Зачем он в салоне?.. Кстати, ключ как раз подходил под крепления велосипеда. Под тяжестью этих и других улик владелец «Мазерати» сознался.

    Мой собеседник может рассказать немало любопытного. К примеру, о банде мошенников, в которой был работник страховой компании. За копейки покупали престижный автомобиль, но в совершенно убитом состоянии: после серьезного ДТП. Авто якобы восстанавливалось, а нечестный страховщик записывал его на полное КАСКО. Когда срок страховки подходил к концу, машины выкатывали (до этого на них не ездили) и имитировали аварии, а затем сжигали. Старые механические повреждения маскировались пожаром, а также списывались на это ДТП. Потом получали страховое возмещение по полной стоимости своего имущества. «Сложность состояла в том, чтобы установить, что повреждения такие же, какие зафиксировала страховая компания в предыдущем ДТП. На механические повреждения накладывались еще и деформации от термического воздействия, поэтому нелегко было доказать, что машина не ремонтировалась. Проводили анализ авто, находили именно такие повреждения, которые не могли образоваться во время пожара». Сравнивали фотографии машин до и после горения, находили сходства в повреждениях. В итоге сумели ту банду вычислить.

    Вспыхивают авто и сами по себе. Чаще это случается со старой техникой. Нередко у нее деформированы крепления — возможен контакт выхлопной системы, допустим, с кузовом. Отдельная категория — старенькие авто, в которых под капотом хранят промасленные тряпки. Кладут их туда, потому что нужно постоянно вытирать руки после ремонта. Полуспущенные колеса тоже могут стать причиной возгорания. Ростислав Игоревич вспоминает курьезный случай: «Девушка, особо не разбирающаяся в устройстве автомобиля, довольно долго ехала по шоссе на полуспущенном колесе. В результате происходила значительная деформация бокового корда шины: вверху — распрямлялась, внизу — сжималась. Такая «гармошка» привела к сильному возрастанию температуры и расслоению слоев резины». Пока машина ехала, колесо просто дымило: ветер сбивал огонь. На дымовой след позади себя гражданка внимания не обращала... Минут пятнадцать ей просто сигналили, пока, как она позже сказала, один наглец резко не преградил дорогу. Колеса тут же вспыхнули. Девушка выскочила из машины и стала наблюдать, как остановивший ее шофер, не скупясь на крепкое словцо, собственным огнетушителем потушил возгорание.


    СПРАВКА «СБ»


    Пожарно–техническая экспертиза дает ответ на два главных вопроса: где находился очаг и какова техническая причина возгорания? Срок проведения исследования — до 30 суток.

    КСТАТИ

    Средняя стоимость исследования — 300 — 500 рублей. Но влияют многие факторы: время, удаленность... Цена наиболее дорогих экспертиз в Беларуси — около 2.000. В Узбекистане и Зимбабве горели наши машины из–за плохого техобслуживания местными рабочими. Туда только билеты стоили 1.500 долларов.

    Автор: Ян ЖУРСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)