28 Марта, 2024 Четверг

Спасая чужую жизнь, рискуешь своей: почему "скорые" все чаще попадают в ДТП

  • 11 января 2018 Общество Русский 0

    За год в Витебской области в аварию попали три бригады скорой медицинской помощи. Почему так происходит и кто виноват в том, что врачи, мчась на вызов к больному, прежде всего ставят под угрозу собственные жизни? В непростой ситуации разбиралась журналист «Р».

    «Скорая» подождет?

    …В центре города по улице Ленина между площадями Победы и Свободы в направлении кардиоцентра летит «скорая». Хотя слово «летит» в данной ситуации трудно применимо. Скорость — максимум километров двадцать в час. Тревожно сверкают на крыше проблесковые маячки, натужно завывает сирена. Попутные машины потихоньку перестраиваются, пропуская медиков. Все, кроме одной. Впереди «скорой помощи» упрямо и неторопливо движется черная «Мазда». Мне кажется, что ее водитель очень рад законопослушности остальных: путь перед ним свободен. А «скорая»? «Скорая» подождет… Вот только не уверена, что так же думают медики и пациент, которого они сопровождают. Главный врач Витебского областного клинического кардиологического центра Владимир Луговой утверждает: при болях в области сердца, то есть остром коронарном синдроме (а таких срочных больных сюда доставляют ежедневно), ценна каждая секунда — от начала приступа до госпитализации не должно пройти более 60—90 минут. Иначе в сердце человека развиваются необратимые изменения — инфаркт миокарда. Жизнь можно потерять.

    В последние дни минувшего года витебчане бурно обсуждали дорожно-транспортное происшествие с участием «скорой». На пересечении улицы Чкалова и проспекта Строителей столкнулись легковой автомобиль «Шкода» и машина «скорой помощи». От удара «скорая» опрокинулась на бок. Внутри, кроме водителя и бригады медиков, вместе с 27-летней мамой Ольгой находилась маленькая пациентка — Сашеньке всего один год и десять месяцев. Девочка добралась до флакона с йодом и выпила. Ее везли в детскую клиническую больницу с подозрением на ожог пищевода. 

    Удар  в  спину

    Я побывала в гостях у семьи Набздоровых и попросила их вспомнить тот тревожный день. К счастью, ребенок уже в полном порядке. А вот Ольга все еще залечивает ушибы, синяки и ссадины:

    — Из дома сейчас выхожу редко — на лице еще остались следы повреждений. Синего цвета руки, ноги, грудная клетка, спина… Но, слава Богу, все закончилось благополучно. Я не помню, что было сразу после аварии, но хорошо помню все события до. Бригада приехала очень быстро, буквально минут через десять. Спросили: вы почему не собрались?! Я бегом одела Сашеньку, схватила что-то сама… Муж только-только вернулся с работы. Он — ключи в руки, завел машину и — за нами. Выезжали из двора уже с проблесковыми маячками, на улице водитель включил сирену. Я смотрела в лобовое стекло и видела, как на злополучном перекрестке встали все машины во всех направлениях — нас пропускали. Откуда взялась эта «Шкода» — вообще не представляю. Я только ощутила сильный удар в спину — и все…

    Молодая мама очнулась от голоса мужа — Аркадий стоял у выломанной дверцы и кричал: «Дайте мне ребенка!» Его руки были окровавленные: голыми кулаками он выбивал стекло, чтобы открыть заклинившую дверь.

    — Первая мысль — слава Богу, ребенок цел, у самой переломов вроде нет. Мы схватили Сашеньку и уже на своей машине повезли ее в детскую областную больницу, оттуда нас направили во взрослую областную. У меня на лбу — шишка с теннисный мячик, но от шока боли нигде больше не чувствую. Это уже потом, дома, лицо опухло так, что глаза было невозможно открыть. Не хочу никого винить. Пусть следствие разбирается. Правда, до сих пор удивляюсь: как можно было не увидеть и не услышать «скорую» на дороге?!

    В той аварии пострадали в основном медики — 28-летняя водитель «Шкоды» и ее четырехлетний ребенок, находившийся сзади в детском кресле, отделались испугом. А вот 22-летний студент-фельдшер Евгений Карташов несколько дней провел в больнице: он сильно ударился головой, пришлось накладывать швы. Еще один фельдшер, Татьяна Масько, на момент аварии сидела впереди. Она тоже видела, как все машины на перекрестке остановились, пропуская их, но никакой «Шкоды» не заметила. Очнулась уже в опрокинувшейся машине и вместе с остальными стала выбираться наружу. Ее травмы — ушиб головы, ноги, всей левой стороны тела. На больничный не ходила. Врач Вероника Барановская, сидевшая рядом с ней, тоже обошлась без больничного листа. Вспоминая то дежурство, она отмечает: ситуация с маленькой пациенткой была экстренной — оказать дома помощь девочке было невозможно, промывать желудок требовалось в условиях стационара. Она, как и другие пассажиры «скорой», утверждает: их машина преодолевала перекресток на маленькой скорости, «все полосы стояли». Ударившуюся в бок иномарку увидела уже после аварии…

    Главный врач Витебской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи Виктор Гомонов удивляется силе удара: легковой автомобиль смог опрокинуть микроавтобус «Фольксваген Крафтер», который шел со скоростью около 18 километров в час и весил более 3,5 тонны! Да еще и протащить его по асфальту… Машина получила серьезные повреждения, но конкретно ущерб пока не оценен.

    — Да, в экстренных ситуациях мы имеем право, используя спецсигналы, отступать от общепринятых правил. Но в ПДД указано: делать это можно только при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Будем решать все вопросы после окончания следствия, пока лишь могу сказать, что водитель попавшей в аварию «скорой» — один из лучших в нашем коллективе. 

    Уступи дорогу

    Должен убедиться в безопасности… Но как водитель «скорой помощи», перевозивший бригаду интенсивной терапии, мог предусмотреть, что кто-то не услышит и не увидит его сигналов, стукнется носом в бок тогда, когда он уже практически проехал перекресток и все свое внимание сконцентрировал на пешеходном переходе?

    Что ж, попытаемся разобраться в правилах дорожного движения и мы. Итак: «При приближении транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд…»

    Конечно, в этой ситуации точки над «і» будут расставлены по закону. Вот только по закону получается так: если водитель «скорой» ехал на красный свет, все равно часть вины лежит на нем. То есть хочешь спасти пациента — бери всю ответственность на себя. Следствие, допросы, экспертизы... Сколько нервов и здоровья это отнимет у сотрудников «скорой»? Трудно сказать. Сегодня, как бы то ни было, они не защищены от непредсказуемости других участников дорожного движения. Да и мы все знаем: на дороге часто бывают такие ситуации, которые можно трактовать двояко. Может, проще вообще не рисковать и не использовать спецсигналы, отступая от правил даже в самых экстренных случаях? Но сколько людей тогда не удастся вовремя довезти до реанимации или операционного стола? Вы бы хотели оказаться в машине такого «примерного» водителя «скорой»? Лично я — нет. Так, может, пора научиться ценить чужую жизнь, безоговорочно уступать дорогу тем, кто, рискуя собой, спасает других? А еще — ужесточить наказание за «неуступчивость».

    КОММЕНТАРИЙ

    Юрий Деркач, начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома:

    — В минувшем году на дорогах Витебской области произошло 3 аварии с участием машин скорой медицинской помощи. Во всех случаях причиной стал непропуск машин оперативного назначения, двигавшихся с проблесковыми маячками и звуковыми сиренами, другими участниками дорожного движения. К счастью, смертельных случаев нет. Сейчас мы устанавливаем на все «скорые» видеорегистраторы, вместе с сотрудниками ГАИ проводим совместные рейды под названием «Пропусти «скорую»!». К сожалению, понимания со стороны граждан пока недостаточно. Но ведь на месте пациента, к которому сегодня спешит бригада врачей, завтра может оказаться ваш родной и близкий человек. Об этом не стоит забывать. Что касается материального возмещения причиненного ущерба технике — проще было бы, конечно, применить по отношению к «скорым» страхование «Автокаско». Вот только сделать бюджетным организациям, к сожалению, это непросто.

    Автор: Елена БЕГУНОВАРэспубліка

Комментарии (0)