04 Октября, 2022 Вторник

Могилевчане считают себя обманутыми продавцами дорогих пылесосов

  • 16 января 2018 Общество Русский 0

    Нынче приходится быть начеку. Предприимчивые дельцы, желающие нагреть руки на нашей доверчивости, не дремлют. Не успели мы перевести дыхание от историй с обманутыми покупателями дорогущей «волшебной» косметики, как хитрецы расставили новые финансовые капканы. На этот раз предлагают «уникальное» постельное белье и чудо-пылесосы. На удочку таких маклеров из Гродно польстились сразу несколько могилевчан.

    И тапочки в подарок

    Для Валентины Лаходановой все началось со звонка на домашний телефон:

    — Пригласили на презентацию товара в гостиницу «Могилев». Поскольку это недалеко от моего дома, я согласилась. Не знаю, случайно или нет, но поинтересовались еще и моим возрастом. 

    Дальше, вспоминает пенсионерка, события развивались очень быстро. Два молодых человека, представившихся Александрами, рассказали о фантастических свойствах постельного белья с «серебряными» нитями. Потом продемонстрировали необычные возможности пылесоса. Как в рекламе на ТВ: собирали пыль, разлитый кетчуп с ковра. И, наконец, предложили разыграть сертификаты на «выигрыш» техники. «Мне, получается, «повезло» — конечная цифра лотереи совпала, — продолжает горожанка. — В подробностях даже вспомнить толком не могу, как подписывала бумаги. В качестве аванса дала 20 рублей, что были при себе. В заключение меня усадили в машину, туда же погрузили пылесос, подарки в виде покрывала и тапочек и доставили прямо к дому». 

    Прозрение пришло на следующее утро:

    — Зачем, спрашивается, мне этот пылесос, да еще по такой цене? А стоит он, как выяснилось, немало — 1700 рублей. Согласно договору, в суть которого сразу не успела вникнуть, ежемесячно должна вносить по 170 рублей. Это больше половины пенсии. А ведь мне еще нужно и за коммуналку рассчитаться, и лекарства купить. Условия драконовские: каждый день просрочки карается пеней. Рассчитаться за покупку я должна за 10 месяцев.

    Пылесос в шкафу

    Пылесос Валентина Прохоровна спрятала, чтобы лишний раз на него не смотреть и не расстраиваться. А вот документы, прилагавшиеся к солидной покупке, изучила досконально. Одна книжечка, по сути, балласт. «На каком языке написана, непонятно. Может, на языке производителя? Но где именно выпустили пылесос, какая фирма?» — текст на иностранном покупательница прочесть не смогла и ответа на этот вопрос у нее до сих пор нет. Вторая книжечка — инструкция по пользованию — отпечатана в Гродно. Однако и она ясности особо не добавила. Но при этом проставленный на последней странице штампик предупредил: сложная бытовая техника, согласно Закону «О защите прав потребителей», обмену и возврату не подлежит. Еще одна проштампованная информация напомнила о сроке службы пылесоса, рассчитанном на 10 лет. А вот гарантийные талоны обладательница дорогой вещи в пакете документов так и не нашла:

    — Представители фирмы заявили: если что, звоните нам, мы отремонтируем. Но это разве решение проблемы? Получается, им нужно верить на слово? 

    Больше месяца в стрессе и могилевчанка Лидия Мартыненко, также получившая «сертификат» на приобретение пылесоса. Точнее, этим «выигрышем» с ней поделилась другая участница розыгрыша. Пенсионерка признала:

    — Я и раньше бывала на подобных показах — например, посуды. Но никогда никаких сделок не заключала. Почему на этот раз «лоханулась»? Не могу сказать. Будто на веревочке кто тянул. 

    Пенсионерка вспоминает: демонстрировали постельное белье и технику два молодых человека, назвавшихся Андреем и Анатолием. Действо проходило в спорткомплексе «Олимпиец». За покупку Лидия Григорьевна отдала все, что было на карточке, — 1200 рублей. «Так получилось, что она у меня была с собой. На месте презентации все и списали со счета. Поверьте, собрать эту сумму было нелегко. Экономила буквально на всем, и не один год. Планировала окна поменять. А что теперь? Мало того что приобрела совершенно ненужный мне пылесос, так еще осталась за него должна целых 500 рублей», — с дрожью в голосе подытожила могилевчанка.  

    Трудности возврата

    Председатель Могилевской областной организации «Белорусское общество защиты прав потребителей» Василий Черный рассказал, что в списке тех, кто поддался на уговоры заезжих продавцов и заключил с ними сделку на покупку пылесосов, есть и другие могилевчане. Оспорить заключенный ими договор непросто: с юридической точки зрения документ составлен грамотно. Если речь идет о том же постельном белье, одежде или обуви, то да, их можно вернуть или обменять при условии, если вещами человек не пользовался. К сложной бытовой технике это правило не относится. Однако предмет для обсуждения все же есть:

    — Товар должен иметь сертификат, подтверждающий его качество. Из него покупатель также может почерпнуть информацию о производителе. Что касается техники, то к ней в обязательном порядке должен прилагаться надлежащим образом оформленный гарантийный талон: с датой продажи и списком сервисных центров, с которыми у продавца заключен договор на обслуживание. 

    Моя попытка дозвониться ретейлерам, специализирующимся на продаже пылесосов, провалилась: трубку на другом конце провода никто так и не снял. Но могилевские пенсионерки оказались настойчивее, хотя договориться о возврате техники все равно не смогли. И тогда обе отправили на адрес фирмы письменные претензии. «Кроме отсутствия гарантийного талона, в документе есть еще один спорный момент. Моя фамилия указана с ошибками», — поделилась Валентина Лаходанова. Могилевчанка уже получила сообщение о том, что ее послание доставлено адресату. Теперь осталось дождаться самого ответа.

    КОМПЕТЕНТНО

    Елена Шумейко, старший помощник прокурора Могилевской области:

    — Понятно, что в подобных случаях прежде всего хочется напомнить людям: перед подписанием любого договора обязательно прочтите его! Что касается правовой оценки продаж и покупок, то в каждом случае разбираться нужно отдельно. К слову, в Могилевской области есть примеры, когда действиям нечестных продавцов, которые навязывали людям свои товары и услуги, была дана правовая оценка. В частности, возбуждено уголовное дело в отношении группы могилевчан, которые дешевые китайские фильтры выдавали за «дорогие и чудодейственные». 

    Если говорить непосредственно о возврате пылесосов, которые люди приобрели во время презентации товаров, то здесь Гражданский кодекс нашей страны тоже дает основания для признания договора недействительным. Во-первых, ничтожной можно признать сделку, совершенную под влиянием заблуждения (если, допустим, человек полагал, что расписывается за подарок, а не за приобретение товара в рассрочку). Во-вторых, в суде можно оспорить договор, совершенный под влиянием обмана другой стороны. Конечно, лучше, если считающие себя пострадавшими покупатели объединят силы и выступят единым фронтом, детально рассказав о презентации и реализуемых там механизмах вручения «выигрышей». 

    Существует еще и 257-я статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за обман потребителя. То есть введение человека в заблуждение в отношении качественных, количественных характеристик товара либо обманного завышения его стоимости. К слову, именно по такой статье возбуждено уголовное дело в отношении продавцов фильтров. 

    Автор: Светлана МАРКОВАРэспубліка

Комментарии (0)