28 Марта, 2024 Четверг

Громкие аварии у "Замка" и с Ядвигой Поплавской: что делать с проблемой ДТП на "зебрах"

  • 17 января 2018 Общество Русский 0

    Сочувствуем любимой нами певице Ядвиге Поплавской, которую позавчера вечером в Минске сбила машина. Теперь ей предстоит лечение и восстановление после полученного перелома ноги — пусть оно будет безболезненным, недолгим и успешным. Ядвига Константиновна сообщает, что все произошло на улице Филимонова, где имеются знак «Пешеходный переход» и зебра на асфальте, хотя нет светофора: «Две машины стояли и ждали, пока я перейду, а третья не остановилась и сбила меня...»

    Сочувствуя нашей звездной любимице, мы должны понимать, что она — лишь одна из многих сотен пострадавших при точно таких же или схожих обстоятельствах: на пешеходных переходах. Впору задуматься, почему подобных ДТП так много.

    Мы с вами и оглянуться не успели, как Минск превратился в суперсовременный, чрезвычайно удобный город для... автомобилей. Машинами забиты широкие радиальные проспекты, два внутренних городских кольца, улицы, переулки, дворы. Порадовавшись этому достижению (неплохо живем!), поездив по миру и сравнив, мы вдруг осознали: догнав и перегнав других по части моторизации, мы опять отстали. В крупных городах Европы, где давно пережили автомобильный бум, уже иные приоритеты. Много машин в городе — это плохо. Хорошо — это когда по улицам свободно разгуливают пешеходы, снуют велосипедисты, без опаски играют дети. Таков признак цивилизованности. Или мы еще не вполне это осознали?

    На этот вопрос наталкивает письмо читателя. Минчанин Владимир Соловей напомнил о трагедии, случившейся на переходе через проспект Победителей вблизи ТЦ «Замок» («Когда все зебры черные», «СБ», 5 декабря). Точнее, напомнил не столько ДТП, в котором погибла девочка и пострадали ее братик и бабушка, а последствия. Одним из них стала ликвидация злополучного перехода.

    «Уважаемые власти города Минска. Обращаюсь к вам в связи с принятием неразумного решения — закрыть остановочный пункт НВЦ «БелЭкспо» на проспекте Победителей. Случившееся происшествие — искренне сочувствую родителям, не дай бог никому! — не является поводом для закрытия остановки. Этим решением вы приносите большие неудобства для граждан. Установка заборов — не выход! Закрытие общественно–важных остановочных пунктов никак не способствует безопасности на дорогах города. Вы бы уже все остановки на проспектах закрыли. Огромная просьба отменить неграмотное решение».

    Ответ на письмо (адресованное, напомню городским властям) поступил из администрации Центрального района за подписью замглавы В.А.Передни: «Уважаемый Владимир Владимирович! Ваше обращение в редакцию газеты «Советская Белоруссия» рассмотрено... Решение о ликвидации остановочного пункта и закрытии пешеходного перехода через проспект Победителей в районе ТЦ «Замок» г. Минска выработано экспертами в области безопасности дорожного движения из органов ГАИ, ГУ «Столичный транспорт и связь» и другими. В связи с демонтажем соответствующими службами остановочного павильона, дорожных знаков... и установкой барьерных ограждений на площадке посадки–высадки пассажиров выполнение остановочного пункта... стало невозможным».

    При всем высочайшем уважении к названным ведомствам решение выглядит неоднозначным — так его и восприняли горожане. Большинство тех, кто обсуждал его в сетях и на форумах, с большим перевесом не поддержали закрытие перехода. Наверное, не увидели логики. Решение выглядит простейшим: произошло ЧП — мы отреагировали. Перестраховались. В итоге автомобилям стало еще свободнее, пешеходам — еще хуже: нужно идти полтора километра в обход. А ведь место — вблизи площади Государственного флага, выставочного и торгово–развлекательных комплексов — посещаемое горожанами, многолюдное.

    И как быть с остальными наземными переходами через тот же проспект? Если считать от Немиги до «Минск–Арены», их добрый десяток, помимо подземных. Каждый ничуть не более безопасен, тем тот, что был закрыт. Проспект Победителей живет интенсивной пешеходной жизнью. Справа, если смотреть из центра, — новый музей истории Великой Отечественной войны и парк Победы, река и прогулочные дорожки вдоль нее, отели, спортивные, торговые и развлекательные комплексы, слева — жилые дома, офисы, гостиницы. Предложение читателя закрыть все наземные переходы звучит иронично, но бьет в точку: где принципиальное решение общегородской проблемы? В ответе оно не просматривается.

    Уже после 3 декабря на пешеходных переходах, не только столичных, произошло еще несколько ДТП. 20 декабря, Орша: на улице Ленина водитель микроавтобуса сбил на переходе двух школьниц, девочки госпитализированы. 28 декабря, Витебск: на Московском проспекте пострадала мать, которая с двумя детьми и коляской шла по переходу, 6–летняя девочка доставлена в больницу. 26 декабря, Минск: водитель автомобиля Mitsubishi совершил наезд на женщину, которая переходила улицу Селицкого по пешеходному переходу. 12 января, Минск: водитель автомобиля Opel Vectra не уступил пешеходу на улице Руссиянова и совершил наезд, пострадавший доставлен в больницу с переломом... Эти переходы тоже будем закрывать?

    Ясно, что на устройство подземных переходов везде, где это желательно, не хватит никаких бюджетов. Но есть же и другие средства. В том же Берлине необходимость ехать не быстрее 30 — 50 км/час и тормозить перед светофорами через каждые 200 — 300 метров (они неспроста установлены часто!) настолько изматывает водителей, что они отказываются от машин и пересаживаются на общественный транспорт. Учитывают и немалую стоимость парковки. Уже и в Украине (где тоже много смертельных ДТП на переходах) c 1 января этого года установлено скоростное ограничение в населенных пунктах — до 50 км/час. И здесь отстаем?

    Кое–что делается и у нас. В Витебске появились светоотражающие щиты, которые на перекрестках «подсвечивают» пешеходов. В Минске сужают проезжие части улиц вблизи перекрестков, вынуждая водителей притормаживать; поговаривают об исключительно платной парковке в пределах внутреннего городского кольца. Понятно, что властям приходится решать сложные, часто взаимоисключающие задачи: чем медленнее едет поток машин, тем больше в воздухе выхлопных газов. Ошибки случаются, их можно понять. Но вопрос читателя по конкретному поводу обозначил общую проблему. Есть ли у городских властей если не конкретный план, то хотя бы философия, концепция превращения Минска из города для автомобилей, каким он пока является, в город для людей? Тема, думается, заслуживает отдельного серьезного разговора.

    Автор: Виктор ПОНОМАРЕВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)