18 Апреля, 2024 Четверг

И сказка становится былью…

  • 29 января 2018 Общество Русский 0

    Всех въезжающих в садовое товарищество «Рудка», что в Пинском районе, встречают взлетающие в небо самолет «МиГ-21» и ракета С-75 «Двина»

    Всех въезжающих в садовое товарищество «Рудка», что в Пинском районе, встречают взлетающие в небо самолет «МиГ-21» и ракета С-75 «Двина». Понятное дело, самолет и ракета не настоящие, а всего лишь макеты. Но сделаны они так, что в точности передают параметры реальных, разве что в значительно уменьшенной форме – 1 х 3. И, тем не менее, эти самолет и ракета стали местной достопримечательностью. А создал их пинский пенсионер Степан Базан.

    Каждая из этих конструкций выполнена из металла – 5 метров в длину. Соответственно и весят они немало. При установке обошлись без подъемного крана, хотя и потребовались усилия восьми мужчин. А вот изготавливал их Степан Александрович самостоятельно, без посторонней помощи во дворе своего дачного участка. В дело пошли отслужившие вентиляционные трубы, газовый баллон, стабилизаторы от старых холодильников и другое. Из дерева на самодельном станке выточен и покрашен под настоящий «боекомплект» самолета. Собрать и сварить конструкции помогли Степану Александровичу друзья по садовому товариществу Владимир Остапчук и Юрий Павлов. Оформлением занимался Иван Сидоренко. Чтобы воплотить мечту в реальность Степан Базан трудился всю минувшую весну. Номер 16 на фюзеляже самолета свидетельствует о годе создания конструкции. Ну а красная звезда и гвардейский значок – память о воинской службе в Советской Армии, которую он проходил в войсках ПВО.

    Родился Степан Базан в деревне Полкотичи Ивановского района в обычной крестьянской семье. Так что, понятное дело, к труду был приучен с самого раннего детства. Впрочем, приучать его к работе было не надо: руки сами, что называется, искали себе занятие. Да и умом, и смекалкой, как говорится, не обделил Господь. После школы работал в колхозе. С радостью, как вспоминает Степан Александрович, получил повестку в армию. Три года служил в ракетных войсках ПВО. Отсюда и любовь к ракетам, самолетам. Да и службу армейскую проходил в артмастерских. Проходил – это для красивого слова сказано. В армейских мастерских, да к тому же в ракетных частях, надо работать. Отбирают людей смекалистых, способных. Проходят специальное обучение и только потом доверяют конкретное дело. Солдаты рука об руку с офицерами нередко выполняют сложнейшую инженерную и техническую работу. Потому, кстати, и конструкции Степана Александровича смотрятся, как самые настоящие самолет и ракета: он точно рассчитал все детали, установив их под углом 70 градусов. Смотрится красиво, и стоит надежно.

    После службы в армии по комсомольской путевке Степан Базан поехал на строительство города Плисецк. Правда, никакого города и близко не было. Кругом тайга дремучая. До ближайшей железнодорожной станции 60 километров. Валили лес, расчищали завалы, готовили место под будущую дорогу. Не о такой работе думалось вчерашнему солдату, не о такой жизни мечталось в течение трех лет службы. Да и по родным местам соскучился, по дому, родителям, друзьям детства. Вернулся в родную деревню. Некоторое время работал в колхозе, а потом махнул в Пинск. И дом родной недалеко, и город, где можно найти дело по сердцу. Устроился водителем в автобазу № 6. Поступил на заочное отделение Пинского гидромелиоративного техникума. Стал работать механиком, потом начальником колонны, начальником гаража. Грузовому автопарку отдал без малого 35 лет. Отсюда и на пенсию вышел.

    Пенсия – это, конечно, хорошо. Живи себе спокойно, отдыхай, наслаждайся, так сказать, жизнью. Но какое это наслаждение, когда вся жизнь прошла в трудах и заботах, когда без дела, как говорится, места себе не находишь? Уже выросли дети. Их у Степана Александровича и его жены Анастасии Владимировны трое. Все давно уже, слава Богу, со своими семьями. Получили образование, хорошие профессии. Радость, конечно. И все же хотелось еще работать, настоящего дела. Выручал гараж. Точнее сказать, инструмент, что собрался там за долгую жизнь. А еще – два небольших станка, что Степан Александрович собрал собственными руками, – токарный и столярный. Что-то делал для своей машины, что-то по просьбе соседей по гаражу. Вытачивал и строгал подарки к дням рождения и другим праздникам родным, друзьям, товарищам и соседям по дачному товариществу и гаражу. Подарки старался сделать оригинальные, чтобы запомнились виновнику торжества и самому приятно было. Например, булаву – как знак отличия. Если ты, разумеется, в прошлом начальник или командир, пусть и невысокого ранга. Или, скажем, саблю. Это для тех, кто считал себя продолжателем знатного рода. А Пинск, как-никак, город шляхетный. Вместе с уникальным подарком вручалась награжденному и грамота соответствующего содержания. Разумеется, с дружеским юмористическим текстом. Впрочем, и сабля такая же, разве что сало резать, о чем, кстати, и было прописано в наградной грамоте…

    Что и говорить, работа, дело по душе спасают людей. Особенно, когда теряешь близкого человека. Так было и у Степана Александровича, когда ушла из жизни дорогая супруга Анастасия Владимировна, с которой прожили они больше 40 лет. Выручала от грусти работа. Так и появились у входа в садовое товарищество «Рудка» 350-килограммовый якорь, который давно когда-то нашли рабочие при строительстве местного речного порта и подарили Степану Александровичу. Кстати сказать, Степан Александрович долгие годы возглавлял дачное товарищество. Тогда, по сути говоря, и зародилась у него идея как-то оригинально обустроить не только свою дачу и участок, но и весь дачный поселок. Проложили коллективно к Ясельде дорожку, чтобы детям да и взрослым удобнее было идти искупаться и позагорать. А потом вот взялись за обустройство дачного поселка. Рядом с установленными самолетом и ракетой, с другой стороны от входа в «Рудку», возле небольшого водоема появился сказочный городок, созданный Степаном Александровичем по мотивам белорусских народных сазок «Журавель и Цапля» и «Лиса и Журавель». Причем автор композиции по-своему объединил в один сюжет две эти сказки и создал самую настоящую потешную и вместе с тем «деревянную» историю. 

    Автор: Валерий ГРИШКОВЕЦЗаря
    Теги: 

Комментарии (0)