28 Марта, 2024 Четверг

Стал ли реестр агентств по трудоустройству защитой от мошенников?

  • 07 февраля 2018 Общество Русский 0

    Более 100 субъектов хозяйствования включены в реестр агентств по трудоустройству, а следовательно, оказывают соответствующие услуги на легальной основе. Формировать реестр начали в 2017 году с целью регламентации такой деятельности. Прежде ведь агентства находились, что называется, в свободном плавании, чем охотно пользовались нечистоплотные бизнесмены — выкачивали из клиентов предоплату «за воздух», оказывая бесполезные информационные услуги. Нынче реальность иная: сперва составляется договор, потом оказывается услуга, и лишь после этого вносится плата. Снизился ли поток жалоб? Готовы ли сегодня кадровые агентства помочь в реализации Декрета № 1, посвященного содействию занятости населения? А самое главное — является ли наличие той или иной организации в реестре гарантом качественных услуг?

    Да уж, то, что несколько лет назад начали практиковать отдельные предприниматели, не укладывалось ни в какие рамки приличия. Через СМИ они сулили «работу в стабильной компании» за умопомрачительную даже по сегодняшним меркам зарплату всем желающим — студентам, пенсионерам, безработным. Человек звонил по указанному номеру телефона, беседовал с невидимым собеседником по вопросам потенциального трудоустройства, а в итоге получал не место — телефонный счет на огромную сумму за якобы оказанную информационную услугу. Начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун вспоминает:

    — Граждане тогда обращались и к нам, и в милицию, и в Минторг. Мы изучили ситуацию — подобные компании на тот момент работали в рамках закона. Но проблема требовала решения, и в 2016 году были внесены соответствующие изменения в закон о занятости населения, а Советом Министров было утверждено Положение об услугах по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, и порядке их предоставления. И те с 1 января 2017–го обязаны взаимодействовать с клиентами исключительно на основе договоров с указанием порядка и способа предоставления услуг, а оплату теперь нужно производить исключительно постфактум. Заявление агентства о включении в реестр автоматически означало согласие с новыми правилами игры.

    В Минтруда и соцзащиты сегодня уверяют: откровенно мошеннических организаций, предлагающих платную помощь в трудоустройстве, в реестре нет. Во всяком случае, за прошлый год была только одна жалоба — на несоблюдение сроков оказания услуги. Это капля в море: в стране на январь зарегистрировано 101 агентство. Правда, включение в реестр — это лишь сигнал о намерении организации работать на рынке труда, а качественная эта работа или нет — другой вопрос. Но министерство не вправе выступать в роли арбитра между потребителем и исполнителем. И даже исключить компанию или ИП из реестра может лишь в двух случаях: после ликвидации предприятия или по желанию самого агентства. Нужны ли Минтруда и соцзащиты здесь дополнительные полномочия? Олег Токун признает, что вопрос в свое время активно обсуждался, но это посчитали тогда лишним:

    — Сегодня, когда дан зеленый свет развитию бизнеса, использовать какие–то дополнительные рычаги воздействия, наверное, также неуместно. Если у гражданина есть претензии к агентству по трудоустройству, путь один — в суд.

    Кстати, в Минтруда и соцзащиты уже подготовили и в ближайшее время направят субъектам хозяйствования запросы: какие услуги пользуются наибольшим спросом, какие изменения следовало бы внести в нормативное регулирование и так далее. Анализ покажет, куда двигаться дальше. Пока ясно одно: услуги агентств по трудоустройству востребованы. Они могут быть разные — и предоставление информации, и помощь в составлении резюме, и посредничество в общении с отделами кадров... Однако классическое агентство по трудоустройству берет деньги не с граждан, а с работодателей — за то, что им подыскивает нужных сотрудников. И вот тут проявляется иной ракурс проблемы. Хотя сегодня информация о наличии свободных рабочих мест есть в открытом доступе, ряд агентств живут за счет прямых контактов с нанимателями. Те нуждаются в квалифицированных кадрах и готовы платить приличную зарплату, но не подают соответствующую информацию в службу занятости. Их можно понять: лучше довериться посреднику, который найдет нужного специалиста, чем принимать многочисленные звонки от соискателей, ослепленных цифрами зарплаты и игнорирующих предъявляемые требования. Это, конечно, нарушение закона: все вакансии должны быть включены в общереспубликанский банк. Но министерство намерено развивать отношения с нанимателями на основе партнерства и, следовательно, не торопится с санкциями. Более того, здесь подумывают о создании портала, где можно будет ознакомиться с вакансиями как из общереспубликанского банка, так и от агентств по трудоустройству.

    СПРАВКА «СБ»

    В соответствии со ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий в течение 5 дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. За нарушение этого требования предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин.

    ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

    Агентства по трудоустройству могут предоставлять гражданам следующие услуги:

    • консультирование по вопросам составления резюме;

    • составление (редактирование) резюме; 

    • организация работы по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования;

    • предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда;

    • предоставление достоверной информации о наличии у нанимателя свободных рабочих мест и требованиях, предъявляемых нанимателем к кандидатам;

    • распространение резюме среди потенциальных нанимателей;

    • подготовка к собеседованию с нанимателем;

    • организация собеседования с нанимателем;

    • содействие в оформлении трудовых отношений с нанимателем;

    • содействие в подборе подходящего места работы.

    ЦИФРЫ «СБ»

    Нанимателями на 1 января было заявлено о наличии 53,9 тысячи свободных рабочих мест. Это на 49,6% больше, чем на 1 января 2017 года. Спрос на представителей рабочих профессий составил 57,6% от общего числа вакансий против 48,5% годом раньше. Уровень зарегистрированной безработицы — 0,5%, что на 0,3 процентного пункта меньше, чем прежде.

    Автор: Александр НЕСТЕРОВСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)