24 Апреля, 2024 Среда

Вкладывать в душу

  • 07 марта 2018 Общество Русский 0

    С 1 сентября 2018 года все школы Минска будут получать бюджетные средства исходя из количества учеников в них. Об особенностях новшества рассказывает начальник управления перспективного планирования и образовательных стратегий Национального института образования Вячеслав Сулейманов

    — Пилотный проект по нормативному финансированию школ активно обсуждался в Беларуси с 2012 года. Такой механизм (его еще называют подушевым финансированием) используют практически во всех странах Европы, он внедрен в России, Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении. Его суть проста: бюджет школы формируется исходя из количества обучающихся детей и размера норматива — суммы средств, которые выделяют на обучение одного ребенка.

    — В некоторых школах новая модель уже апробирована. Какое финансирование предусмотрено на одного ученика?

    — Базовый норматив на 2018-й — 1 401,2 рубля. Эта сумма отражает, сколько государство тратит на обучение одного ребенка в год на второй ступени средней школы (ученики 5-9-х классов). К базовому нормативу применяют корректирующие коэффициенты. Например, обучение ребенка в 11-м классе объективно дороже, чем в 5-м, поэтому на старшеклассника выделят большую сумму — 

    1 520,3 руб­ля (с учетом повышающего коэффициента). Аналогично учитывают и другие нюансы: наличие в школе детей с особенностями психофизического развития, групп продленного дня, бассейна. Важно, что, согласно новому механизму, сумма, выделяемая на обучение одного ребенка, например, в 5-м классе, является одинаковой для всех школ республики, будь то сельская или городская.

    — Как теперь будут финансировать минские ­школы?

    — В сумму, которую выделяют на обучение ребенка, включены не все затраты учреждения образования. Так называемые фактические потребности (оплата коммунальных услуг, капитальный и текущий ремонт, содержание и обслуживание помещений), как и ранее, будут финансировать из бюджета. Указанные расходы не зависят напрямую от количества детей в школе, а в большей степени — от состояния здания конкретной школы, года его постройки, этажности, типа отопления. Если учреждение образования введено в строй 20 лет назад, то на его текущий ремонт объективно требуется больше средств, чем для проведения аналогичных работ в новостройке. Таким образом, бюджет школы при новой модели финансирования формируется из двух источников: нормативных средств, выделяемых на детей (что составляет до 80 % от бюджета) и средств по фактической потребности. По решению местных органов власти учебным заведениям могут предоставлять и дополнительные суммы сверх норматива. Например, в минских школах учителя получают ежемесячную доплату, размер которой составляет 39 рублей.

    — Одно из преимуществ подушевого финансирования — администрация школы получает бóльшую свободу в хозяйственной деятельности.

    — Новая модель действительно предоставляет учреждениям образования бóльшую самостоятельность в использовании бюджетных средств. Директора получают некоторые полномочия. Если в текущем финансовом году у школы остались неизрасходованные деньги, их можно перераспределить на следующий. Руководитель сам решит, как потратить сэкономленную сумму: на ремонт или приобретение нового оборудования. Сейчас же остатки неиспользованных средств возвращают в бюджет. Кроме того, администрация учебного заведения имеет право стимулировать труд учителя. Может устанавливать отраслевые повышения к окладам. На эти цели дополнительно направляют до 10 % средств, выделенных школе в пределах суммы по нормативу.

    — Новую систему финансирования отрабатывали в учреждениях общего среднего образования Первомайского района, а также в ряде школ по всей республике. Каковы результаты?

    — Всего в пилотном проекте были задействованы 642 учреждения образования. Количество учащихся в них возросло на 4 500 детей. За счет оптимизации наполняемости классов удалось сэкономить значительные средства. Они могут быть направлены на повышение заработной платы учителей и укрепление материально-технической базы школ. В декабре 2017-го педагоги пилотных школ получили в среднем по 811,6 рубля, что на 10 % выше средней заработной платы учителей по респуб­лике.

    Базовый норматив на одного ученика на 2018 год составляет 1 401,2 рубля. Эта сумма отражает, сколько государство тратит на обучение ребенка в год на второй ступени средней школы (ученики 5-9-х классов). Согласно новому механизму, эта сумма является одинаковой для всех школ республики, будь то сельская или городская.

    Автор: Юлия БУРДОМинский курьер

Комментарии (0)