В школах США и Японии виртуальные уроки идут полным ходом. Скоро новые образовательные технологии доберутся и до Беларуси. По крайней мере некоторые столичные школы уже сделали первый шаг в данном направлении. Чем может быть полезен мобильник ученика
В гимназии № 13 на уроках биологии стали использовать очки виртуальной реальности
Старшеклассники сидят за партами. По команде учителя достают смартфоны, загружают необходимую программу. Затем свой гаджет вставляют, как кассету, в шлем виртуальной реальности (VR-шлем) и надевают портативный дисплей на голову. Вот и всё — они в цифровом мире.
На занятиях время использования VR-шлемов следует ограничивать. Среди побочных эффектов, которые указывают и сами производители, — головокружение и тошнота.
На парте — минимум принадлежностей. Они не нужны на этом этапе урока и даже помешают, если окажутся под рукой. Чтобы усилить восприятие, такие цифровые очки могут дополняться наушниками. Тогда ты полностью абстрагируешься и оказываешься не в классе, а, например, в виртуальной медицинской лаборатории или музее анатомии.
Управляют картинкой, двигая головой в разных направлениях. Скажем, чтобы рассмотреть мышечный скелет человека со всех ракурсов, достаточно совершать ею круговые движения по часовой стрелке.
— Мой ученик, готовясь к городской олимпиаде по биологии, посетовал, что изучить 12 пар черепно-мозговых нервов очень непросто, и показал видеоролик, который нашел в Интернете. В нем ярко и четко демонстрировали положение нервов в головном мозге человека, — вспоминает учитель биологии Людмила Григорьева.
И так совпало, что в самое ближайшее время заместитель директора по учебной работе гимназии № 13 Анжела Фаенко предложила педагогу и ученикам апробировать технологическую новинку — очки виртуальной реальности. Для эксперимента закупили несколько пар.
— Для изучения анатомии используем бесплатное приложение «Тело человека», — поясняет девятиклассница Аня Мулица. — Выбираем в меню объект исследования — мужское или женское тело, а также систему, например пищеварительную, нервную или другие. Лично мне нравится рассматривать кровеносную. Впечатляет!
Аня ловко запускает на смартфоне приложение, надевает очки и погружается в урок.
Подобных приложений в Интернете тьма. Можно с их помощью даже проводить виртуальные лабораторные работы, например 3D-вскрытие лягушки. Так и земноводные останутся в здравии, и дети получат важные знания.
Правда, по словам Людмилы Григорьевой, для участия в республиканской и международной олимпиадах все нужно уметь делать своими руками!
— Например, ребята должны обладать навыками проведения ряда современных процедур в области экспериментальной молекулярной биологии. Скажем,
ПЦР-анализа с выделением молекулы ДНК. Или уметь создавать анатомические препараты, — уточняет учитель.
Поэтому практические умения юные ученые получают в лабораториях высших учебных заведений, с которыми сотрудничает гимназия.
— С сентября стали проводить для наших школьников дополнительные занятия по основам
3D-моделирования. Возможно, вскоре научимся и сами создавать виртуальные модели для уроков по разным предметам, — делится планами Анжела Фаенко.
Дух времени
В Санкт-Петербурге апробировали виртуальный урок по истории. Его разработчики взяли за основу тему блокадного Ленинграда. Надевая цифровые очки, школьники погружались в атмосферу того времени. Использовали впечатляющую 3D-графику, которая сопровождалась звуками стрельбы, ревом моторов, взрывами. Виртуальный ролик сперва показали пожилым людям, пережившим блокаду, и они единодушно подтвердили: все очень реалистично. А у учеников после такого урока осталась масса впечатлений, которые не получишь от прочтения параграфа в учебнике.
________________________________________
Только кликни
Как попасть в лучшие музеи и картинные галереи мира быстро и бесплатно
С 2018 года в Минском городском институте развития образования (МГИРО) столичным учителям предлагают пройти курсы повышения квалификации по самому современному направлению — применению технологии дополненной реальности на уроках.
— Смартфон или планшет сегодня есть у каждого школьника. Необходимо учить ребят правильно использовать мобильные устройства в образовании, чтобы гаджет не оставался лишь игрушкой, а приносил ощутимую пользу в постижении новых знаний, — считает методист отдела информатизации МГИРО Алеся Малиновская.
Молодой специалист работает в кабинете, оборудованном, как говорят, по последнему слову техники. Здесь и мультиборд с проектором, и десяток компьютеров, и наборы по робототехнике. На занятия приходят учителя разного возраста. Задача Алеси Владимировны — подружить педагогов с информационными технологиями.
— Существует мнение, что дополненная реальность менее опасна, чем виртуальная. Последняя полностью воссоздает мир при помощи компьютерных технологий, в то время как дополненная реальность помогает расширить познания конкретного объекта с помощью цифрового контента. К примеру, картинка в обычном учебнике дополняется видео, которое можно просмотреть на смартфоне, — поясняет методист МГИРО.
А вот и конкретный пример. У Алеси Владимировны в руках «живой» учебник по мировой художественной культуре для пятиклассников. Открываем пособие наугад: рассказ о Колизее, знаменитом памятнике архитектуры Древнего Рима, имеет скудную иллюстрацию.
— Однако стоит навести на картинку камеру смартфона — она оживает на экране телефона! — демонстрирует технический трюк сотрудник МГИРО.
Загружается видеоролик, который длится пару минут и во всех красках показывает и рассказывает о знаковом объекте, будто переносит в эпоху Древнего Рима.
Кстати, интересное наблюдение. К каждому такому учебнику изначально прилагается мультимедийный диск, на котором записаны статичные картинки: они дополняют иллюстративный ряд пособия. Но не в каждом классе на уроке его можно использовать, потребуется специальное оборудование для воспроизведения. А дополненная реальность выручит. Главное — наличие Интернета и мобильника с видеокамерой.
— Эта технология уже применяется во всех школах России. Оживить учебник по своему предмету в принципе может любой учитель. Для этого существуют специальные приложения для мобильных устройств. В данный момент мы разрабатываем подробные методические рекомендации для педагогов, ведь они в основном англоязычные, — говорит Алеся Малиновская.
Дополненную реальность хорошо использовать и в дошкольных учреждениях. Есть бесплатные ресурсы: скачиваешь черно-белую картинку, распечатываешь. Дети ее раскрашивают, а затем оживляют своих персонажей с помощью планшета.
Так можно выучить и английский язык: на карточку с изображением, например, мороженого фокусируешь камеру мобильного устройства. Тут же срабатывает приложение — слышишь правильное произношение иностранного слова.
— Однако общение ученика и учителя на уроке не должно сводиться к сугубо виртуальному, — полагает Алеся Владимировна. — Применять современные технологии на занятиях следует по регламенту, который отражен в санитарных нормах.
Дополненную реальность применяют некоторые гимназии столицы. Так, в 1-й и 50-й она используется в школьных музеях. Наводишь на экспонат смартфон — и получаешь много интересной информации об объекте.
Комментарии (0)