20 Апреля, 2024 Суббота

Вторая грамотность

  • 13 марта 2018 Общество Русский 0

    Почему робототехнику необязательно включать в школьную программу, и зачем следует перечитать учебник по информатике за 1985 год

    Александр Францкевич работает преподавателем на физико-математическом факультете Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. Проводит занятия у будущих учителей информатики, а также является автором учебных программ факультативных занятий по робототехнике для школьников, готовит белорусскую сборную для участия в международных конкурсах по этому направлению.

    — Александр Александрович, применение технологии виртуальной реальности в образовании — тренд. Так ли это необходимо?

    — Я не сторонник того, чтобы ее внедряли повсеместно. С коллегами кафедры информатики и методики преподавания информатики БГПУ дискутируем на эту тему. Современные информационные технологии (IT) не могут заменить реальное общение, хотя создается много приложений, скажем, для уроков биологии. С одной стороны, здорово: можем увидеть жизнь лейкоцитов и эритроцитов в крови, что, безусловно, лучше статичной картинки. С другой, заметил: с их помощью знания детей не закрепляются. Конечно, не стоит возвращаться к мелу и тряпке. Но в своей практике я отказался от проведения на уроках и лекциях презентаций, если в них нет острой необходимости: информация на постоянно меняющихся слайдах не откладывается в памяти. Виртуальная реальность в образовании необходима для наглядности, но ее применение не всегда уместно, например, при изучении геометрии. Показ 3D-модели фигуры не принесет столько пользы, как если бы ученик сделал ее из бумаги. Дополненная реальность хороша для школьного музея: технология позволит оживить скучные экспонаты. А представьте, если на уроке все 30 ребят достанут смартфоны и попытаются посмотреть видеоролик. Кому-то в этот момент сообщение «ВКонтакте» придет. Куда эффективнее учителю продемонстрировать цифровой контент на экране.

    — Вы проводите профориентационные встречи с маленькими школьниками в Парке высоких технологий. Сегодня детям надо объяснять, что такое IT?

    — Все хотят стать программистами. Если спросите у айтишников, которые в топе, что нужно для успеха, никто не ответит: «Только знания в кодировании». Сегодня создание программ на определенном языке не самое высокооплачиваемое дело. Востребованы универсальные специалисты, которые обладают знаниями из нескольких сфер, скажем, из программирования и медицины. А само по себе кодирование не так сложно: это построение алгоритмов, и в большинстве случаев используются уже готовые коды. Все программисты знают, например, ресурс GitHub — социальную сеть, где выкладывают коды. Многие программы составляются, как конструктор. Необходимо сделать в приложении кнопку «далее» или функцию листания, взять готовое решение — и сработает это лучше, чем если сам станешь его писать.

    IT — та область, которая сразу приносит валютный доход в страну. Не нужно возводить мощные производства и тратить ресурсы — необходимы мозг и компьютер. Почему бы не сделать ставку на IT в нашем образовании, как сделали в свое время в Сингапуре? Эта страна в топе по результатам школьных и студенческих олимпиад, конкурсов по робототехнике.

     — И в чем секрет такого успеха?

    — Тренер и его ученики занимаются подготовкой весь год. Только одним направлением.

    — Но ведь мы ратуем прежде всего за разностороннее развитие каждого ребенка.

    — В Южной Корее, Сингапуре, Гонконге, как и в ряде европейских стран, большую часть (60 %) всего учебного материала предлагают для самостоятельного изучения. Студент или ученик приходит только на консультацию. Затрагивал эту тему с будущими учителями информатики, и ребята пришли к выводу: наши школьники не смогут так, им важен контроль со стороны преподавателя. Наверное, менталитет такой.

    — Какие учителя информатики приходят сегодня в школу?

    — Запрос на них большой, соответственно, выделяют немало бюджетных мест. Порой поступают с минимальными баллами, однако это не значит, что такие слабые ребята вскоре приступят к обучению детей. На первом курсе стараемся подтягивать студентов. Но уже летняя сессия показательна: отсеиваются слабые, а остаются лишь самые мотивированные. Последующая практика в учреждениях образования показывает, что учителя ими довольны.

    — Мы придем к тому, что заниматься программированием скоро станут со школьной скамьи?

    — Слышали выражение: «Программирование — вторая грамотность»? Это знаменитое высказывание, более чем уместное в наше время, сформулировали почти четыре десятилетия назад! Авторство принадлежит советскому ученому Андрею Ершову — одному из пионеров теоретического и системного программирования. В 1981-м он выступил на 3-й Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО в Швейцарии по применению ЭВМ в обучении. Его афористичный доклад под названием «Программирование — вторая грамотность» вызвал мировой резонанс: заговорили о том, как необходима информатика в школе. Ученый занимался педагогической деятельностью и проводил эксперименты и исследования в этой области. А в 1985-м благодаря Ершову выпустили первый учебник «Основы информатики и вычислительной техники», где заложены базовые понятия алгоритмизации и программирования, актуальные и по сей день. Сейчас информатику у школьников преподают с 6-го класса. Программы перекраивают, что-то сокращают или вовсе урезают. Алгоритмизации становится меньше и меньше.

    — Что сейчас дети изучают на уроках информатики?

    — Текстовые и табличные редакторы, создание презентаций… Эти базовые пользовательские вещи несомненно важные. Но необходимо и то, что заложил Ершов. Полное понимание даже самого простого алгоритма приносит намного больше пользы, чем поверхностное изучение десятка алгоритмов повышенной сложности. Не столь важно, как хорошо ты знаешь определенный язык программирования, главное — понимать, как строится процесс. Сегодня актуально событийное программирование. Начнем его преподавать школьникам, а через полдесятка лет трендовым станет совершенно другое направление. В России информатику изучают с 2-го класса. Младшие школьники отнюдь не сидят за компьютерами, они с раннего возраста начинают изучать алгоритмизацию, и к средней школе у них появляется понимание базовых вещей. А у нас с учетом одного урока в неделю не рекомендовано даже задавать домашнее задание по этому предмету.

    — В России занятия по робототехнике ввели в обязательную школьную программу. Стоит ли нам брать пример?

    — Думаю, нет. Важно, чтобы дети больше времени проводили с родителями. Не в компьютере, а на лыжне или велопрогулке. Робототехника и прочие модные направления — только возможности. Если не ошибаюсь, владелец компании Google Сергей Брин в одном из интервью рассказал, что к компьютеру прикоснулся впервые лишь в студенческие годы. Но это не помешало ему себя реализовать в IT. Школьник может гармонично развиваться, изучая языки, письмо, литературу, математику, физику, географию. Ребенку необходимо приобрести знания для жизни. Все остальное можно наверстать, причем быстро. Понятно, сейчас в мире жесткая конкуренция, поэтому родители стараются с ранних лет вложить в чадо всего и побольше. И на этом строится бизнес частных образовательных центров, которые занимаются подготовкой по IT-направлениям. Принцип их работы: ребенок должен после занятия уходить радостным, чтобы удовлетворить запросы пап и мам. Обер­тка без внутреннего содержания! Нужно выявлять интересы детей. Даже робототехника, которую считаю делом своей жизни, необходима не всем.

    Сколько времени можно проводить на уроке перед экраном компьютера?

    Ученикам 1-го класса — 10 минут; 2-4-х — 15 минут; 5-7-х — 20 минут; 8-9-х — 25 минут; 10-11-х — 30 минут на первом занятии по школьному расписанию и по 20 минут — на двух последующих. Cуществует также отдельный регламент для занятий с использованием планшетов, электронных книг и прочих гаджетов.

    Автор: Юлия БУРДОМинский курьер

Комментарии (0)