25 Апреля, 2024 Четверг

Вопрос не на копейку

  • 16 марта 2018 Общество Русский 0

    Прошло четыре дня, а топливо снова подорожало. И снова на копейку. Как автолюбителя меня это вполне устраивает. Да, бак солярки обойдется рубля на два дороже. Неприятно, но пережить можно. Собственно говоря, безболезненно, учитывая, во сколько обходится содержание машины в целом. Полноценную мойку уже дешевле, чем за 20 рублей, и не найдешь. А запчасти, ремонт и другие нюансы обслуживания... Копейка, даже два раза в месяц — это еще по–божески. Весьма гуманно. Хотя и не совсем справедливо по отношению к НПЗ и АЗС. Продажи-то на внутреннем рынке остаются убыточными. Переработчики уже давно с трудом сводят концы с концами из–за низких местных цен, «заправщики» выходят в плюс благодаря продаже сопутствующих товаров — кофе и хот–догов... Словом, с ценами на топливо было необходимо что–то делать. И давно. Ибо его производство и торговля могли полностью потерять экономический смысл.

    «Нефтяники» нынче не богаты. Напротив — убыточные. Исходя из простой экономической логики. По информации концерна «Белнефтехим», во второй половине 2014 года наши НПЗ приобретали нефть по 45 — 50 долларов за баррель — почти в два раза дешевле, чем на мировом рынке. А литр АИ–92 тогда стоил почти доллар. После разных налоговых и других маневров в России для наших заводов цена сырья почти сравнялась с мировой — до 67 долларов за баррель в этом году. По сравнению с прошлым ее стоимость выросла на 23,8 процента. А розничная стоимость бензина в долларовом эквиваленте снизилась до 60 с небольшим центов. И как жить с таким разрывом доходов и издержек? Все свои внутренние резервы по экономии НПЗ уже почти исчерпали. А ведь надо еще и проводить модернизацию, чтобы не вылететь вообще с мирового рынка нефтепродуктов. Ни европейские, ни российские конкуренты тоже ведь не стоят на месте. Спать в шапку — равносильно производственному суициду...

    Помнится, в начале этого года заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков, исходя из чистой экономики, подсчитал — цену на внутреннем розничном рынке необходимо увеличить где–то на 23 процента. Именно столько необходимо для компенсации подорожания сырья, роста фискальной нагрузки... Естественно, такая «прибавка» — самая комфортная для НПЗ и АЗС. Понятное дело, что топливо если и не является товаром первой необходимости, то в любом случае — продукт стратегический. И нежиться в экономическом спокойствии производителям никто не даст.

    Поэтому в Правительстве и приняли соломоново решение: повышать стоимость топлива постепенно, чтобы как можно безболезненнее для потребителей ликвидировать ценовые диспропорции. За ориентир взяли бензиновые котировки на российском рынке. Сейчас они выше белорусских на 7 — 10 процентов. Не самый худший поворот событий для водителей. В Украине АИ–92 стоит в 1,5 раза дороже, чем у нас, в Прибалтике — почти вдвое, про большинство стран Западной Европы вообще лучше умолчать. А нефть–то наша страна получает уже почти по мировым ценам. И необходимо к ним подстраиваться, формируя соответствующее ценообразование во всей цепочке. Иначе есть опасность вогнать НПЗ в безвозвратные убытки и просто их потерять. И сесть на иглу импортных поставок. А зарубежные производители своих–то не особенно щадят, а о нашем комфорте и подавно думать не будут.

    Сколько раз и на какую величину будет дорожать топливо в этом году? Ответ на этот вопрос, в сущности, зависит от разных факторов: цен на нефть, курсов валют, налоговой нагрузки, общей экономической ситуации и в стране, и на внешних рынках... В любом случае такая ситуация с ростом цен на топливо у нас продлится ну максимум до мая. Главное при этом понимать — обижать потребителей никто не намерен. При сложившейся нынче экономической ситуации подорожание топлива на копейку, или 0,76 процента, — это весьма комфортная динамика.

    Автор: Владимир ВОЛЧКОВСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)