20 Апреля, 2024 Суббота

Незабытая земля

  • 23 апреля 2018 Общество Русский 0

    Приближается скорбная 32-я годовщина катастрофы на Чернобыльской АЭС, разделившая жизнь многих семей на до и после, изменившая судьбы тысяч людей, стершая с лица земли сотни населенных пунктов. Хорошевка и Андреевка – из их числа.

     Буда-Кошелевский район входит в число 11 районов Гомельской области, наиболее пострадавших вследствие катастрофы: отселению подверглись жители 22 деревень, из эксплуатации выведены почти 10 тысяч гектаров сельхозугодий, ликвидировано 5 сельскохозяйственных предприятий, загрязненными оказались около 98% территории района. Чернобыльская трагедия стала серьезным препятствием на пути развития Будакошелевщины. Если на начало 1986 года население района составляло 51,5 тысячи человек, то в поставарийный период из населенных пунктов выехало более 8,5 тысячи будакошелевцев.

    Жители Хорошевки, в которой нам довелось побывать накануне Радуницы, покинули свою малую родину лишь в начале 90-х. Но о том, что здесь когда-то кипела жизнь, напоминают остовы животноводческих ферм, уцелевшая стена сельмага да старые яблони и груши по обеим сторонам дороги. Кое-где на стволах деревьев повязаны рушники с цветами в знак того, что здесь был чей-то дом. Сами дома были захоронены, а места поросли травой. Кладбища – единственное связующее звено между поколениями. Раз в год уроженцы Хорошевки спешат посетить могилы родных, чтобы обновить оградку, убрать прошлогоднюю листву, вдохнуть воздух родной земли, пройти знакомыми с детства дорогами и встретиться с земляками. Эту возможность им предоставляет местная власть, предусмотрительно обследуя дороги и принимая оперативные меры для обеспечения доступа к местам погребения.

    Одним словом, незабытая земля. Еще несколько лет назад казалось, что природа этого края не восстановится никогда, но зеленеющие поля доказывают обратное. Постепенно земли возвращают в сельскохозяйственный оборот. Жизнь продолжается.

    Голос покинутой деревни

    В канун годовщины чернобыльской трагедии «Авангард» вместе с коренной жительницей Андреевки Широковского сельсовета Верой Крапивной посетил покинутую деревню.

    Около половины своей жизни Вера Миновна прожила в деревне, которой больше нет на карте. Здесь прошло ее детство. Пока добирались до ее родной Андреевки, женщина рассказала, что родила и вырастила пятерых детей, 30 лет работала дояркой. Ее мать также трудилась в сельском хозяйстве, а отец имел инвалидность после войны. Жили они в начале деревни, недалеко от фермы, где начинался трудовой путь Веры Миновны.

    –  Сначала подменяла доярок на период отпуска, затем и сама стала доить, – вспоминает собеседница. – А деревня у нас была небольшая: 50 дворов, шла она полукругом, на краю – ферма и наш дом, в центре – начальная школа. Недалеко была «домолавка», после из нее сделали магазин. В 80-е годы у нас проложили шоссейку. 

    К сведению: в Широковской сельской библиотеке хранится летопись, в которой указано, что в довоенное время на этой территории существовал колхоз имени Стаханова.

    Именно дорога сегодня является главным напоминанием о былой жизни в деревне Андреевка. Никаких застроек здесь уже нет, видны лишь остатки фундамента фермы и заброшенный сад. Все строения были захоронены неподалеку. Правда, место своего дома Вера Миновна узнает сразу. Ее ориентир – два высоких тополя.

    – В нашем доме выросли восемь детей. Многие братья и сестры, конечно, уехали от родителей, а я жила вместе с ними, – делится пожилая женщина. – И тополи эти сажали мои прадеды: сегодня это единственное напоминание о доме. Наверняка тогда они не знали, что эти деревья переживут не только их, но и саму деревню.

    Напротив жилища Веры Миновны сквозь редкие заросли леса виднеется река. Неспроста первые жители Андреевки обосновались на небольшой возвышенности в живописном месте между полем и реками Сожем и Липой. Последняя, к слову, здесь необычайно широка. 

    – Да, Липа у нас широкая. Кто не видел, всегда удивлялся. Недалеко Сож, по нему, кстати, на барже мы добирались в Гомель, ездили за вещами и продуктами. Местность, как видите, у нас живописная. Одно время какой-то мужчина хотел даже базу отдыха построить, но не успел, –  вспоминает Вера Крапивная.

    – Апрель 86 года вы помните? – интересуемся мы.

    – Смутно, для меня это был обычный день. Только потом кто-то вспомнил туман, который странно тянулся к нашей деревне, – говорит Вера Миновна.

    Об аварии в Чернобыле она  узнала по радио. Уже через месяц в сельсовете появились военные, по деревням поползли слухи о переселении. Впоследствии опасения специалистов подтвердились, 26 населенных пунктов Будакошелевщины подверглись отселению. Вере Миновне предложили квартиру в райцентре или дом в аг. Широкое. Ей была по душе сельская местность, поэтому  выбрала она агрогородок, где и живет по сей день.

    Сегодня возле ее дома, как и 30 лет назад, есть водоем и поле, словно напоминание о ее родной живописной местности. 

    Автор: Ирина ПАЛУБЕЦ, Роман ВЕЖНОВЕЦАвангард

Комментарии (0)