16 Апреля, 2024 Вторник

Дорогами памяти

  • 08 мая 2018 Общество Русский 0

    На столе лежит документ Министерства иностранных дел Республики Беларусь «О выполнении белорусско-израильских договоренностей». В нем перечислены поручения целому ряду министерств и ведомств, в числе которых — продолжить работу  по совершенствованию инвестиционных проектов по развитию туристической инфраструктуры мест паломничества и исторической памяти еврейского народа в Беларуси. А ведь подобный проект можно сделать и в нашем районе. И начать его с разработки туристического маршрута по  тем местам района, которые связаны с  судьбой еврейского народа. Понятно, что главной связующей темой будет Великая Отечественная война.

    Я перечитала  ранее опубликованные в газете материалы,   в которых тем или иным образом затрагивается судьба еврейского народа, и попробовала выстроить на их основе туристический маршрут. Возможное путешествие оказалось долгим — практически на целый день. А история трагичной и поучительной: она  о страданиях, борьбе за жизнь  и, в конечном итоге, о победе не только над врагом, но и над забвением. А еще о том, что еврейский народ не был одинок в своем горе. Белорусам была небезразлична  судьба тех, с кем они жили рядом.  И они помогали, спасали, расплачиваясь за это своими жизнями.

    Урочище  Попова Горка

    Логично все начинать с Поповой Горки — места самой масштабной трагедии в нашем районе. Здесь недалеко от деревни Блонь 22 сентября 1941 года фашисты расстреляли мирных граждан, вся вина которых перед оккупантами была только в том, что принадлежали они к еврейской национальности. В тот день на краю огромной могилы оборвалась жизнь 1260  человек из Марьиной Горки и Пухович. Это были женщины, старики, дети. Сейчас в этом месте идет реконструкция мемориала. И было бы неплохо, если бы   именно здесь появился какой-либо знак с картой района, на которой были бы отмечены все места массовой гибели людей еврейской национальности, такой своеобразный «нулевой километр» на скорбном пути, у которого можно было бы либо  начинать, либо завершать экскурсии по нашему району, посвященные военной тематике.

    Марьина Горка

    Здесь, как и в других городах Беларуси, было создано гетто, в которое, по воспоминаниям очевидцев, попало около 80 человек.  Еврейские семьи поселили в одном доме,  над ними издевались. Все жители гетто погибли на Поповой Горке.

    Синча

    Жительницу деревни Марию  Ковальчук и ее сына-подростка Ивана фашисты расстреляли за то, что в ее доме скрывались евреи.  Один из ее сыновей, Василий, Великую Отечественную встретил в Бресте, там попал в окружение и, вырвавшись из него, пришел домой к матери, у которой в то время жила дочь Зинаида с маленьким  сыном и брат Иван. Трагедия в семье случилась из-за того, что Василий спасал евреев. Люди помнили, что в 1942 году он прятал двух женщин с ребенком. Случилось так, что одна из них зачем-то пошла в Марьину Горку и была задержана немцами. Под пытками она рассказала,  кто их прятал. Василий успел уйти в лес к  партизанам.  Не найдя его, немцы в заложницы забрали сестру Зинаиду. Ее долго держали в гестапо, а затем вместе с другими людьми погрузили на машину и повезли на расстрел. Но по дороге кто-то вытолкнул ее из кузова, и она спаслась. Вскоре в Синче снова появились каратели.  Мария в это время была с двумя Иванами  — сыном и четырехлетним внуком. Понимая, что их расстреляют, женщина каким-то непостижимым образом уговорила  командира карателей пожалеть маленького внука, и тот разрешил отнести малыша  к соседям. А женщину с сыном расстреляли. Эту историю нам рассказали жители Синчи, когда в родные места приехал тот самый внук — Иван Антонович Рябчиков, который сейчас живет в российском  Выборге.

    Поречье

    Это уникальная для Беларуси деревня. Во время Великой Отечественной войны в  ней нашли приют сорок еврейских детей, которые бежали из Минского гетто. В благодарность за этот подвиг в 2000 году бывшие узники гетто установили в деревне памятник Праведникам мира. В то время он был единственным в Европе. Спасали детей не в одиночку, а всей деревней. И это был настоящий подвиг. Если бы оккупанты у кого-нибудь обнаружили еврейских детей, судьба у всех, кто их приютил, была бы такой же, как у Марии Ковальчук из Синчи и ее сына-подростка.

    Немалую роль в спасении еврейских детей сыграл и священник  православной церкви в Поречье  Иаков Слабухо. Во время наездов на деревню полицейских он прятал  за алтарем в церкви еврейских детей. Когда нашлись местные прихожане, решившие его «поправить», мол, что же вы, батюшка, в православном храме евреев спасаете, он ответил: «У Бога все равны. Как и у каждого порядочного, совестливого и мужественного человека».

    Памятный знак в честь спасителей детей в Поречье установлен на холме, на котором когда-то возвышалась церковь. Здесь же находится могила священника  Иакова Слабухо и обелиск партизанам отряда имени Калинина.

    Грибное — Борцы

    В 2015 году мы рассказали о своей случайной  находке. Ехали из Ветеревичей в сторону Омельно, проехали через Грибное и свернули на лесную дорогу. Внимание привлек одинокий дом, на котором висела табличка: «В доме Анны Давыдовской лечили раненых партизан».    Среди сосен  три информационных стенда, на которых надписи о деятельности подпольщиков из Селецка  и  об отряде Станислава Ваупшасова (Градова). Дальше на лесной дороге еще несколько стендов, камни-указатели. А в деревне Борцы, от которой сохранилось буквально пару целых домов, на старых грушах таблички, одна из которых гласит: «Кузнец-оружейник Давыдовский Иван дал приют и спасение подпольщице Дубровской и ее семье и семье евреев Плавник». Кто-то создал эколого-краеведческую тропу, которая, к сожалению, наполовину разрушена. Если ее восстановить — получится интереснейший туристический объект. Здесь можно вести речь о том, как партизаны принимали в свои ряды сбежавших из Минского гетто людей, и как те продолжали борьбу в партизанских отрядах. Тем более, что недалеко от этих мест действовал и партизанский отряд имени Кутузова, который создали бывшие узники гетто.

    Шацк

    Немцы появились  в Шацке 30 июня 1941 года.  Вскоре первая группа жителей была расстреляна. Самая массовая акция по уничтожению евреев проводилась в октябре 1941 года. Жертвы этих карательных акций похоронены в трех ямах на опушке рощи с правой стороны дороги из Шацка в сторону деревни Задощенье. Три памятника установлены  на месте трех ям. Четвертый памятник с крестом, в основании которого находится звезда Давида, установлен местным жителем Михаилом Тарасевичем в 1993 году. Надпись на нем на белорусском языке: «Ахвярам фашысцкага генацыду ў 1941-1944 годзе. Удзячныя хрысціяне-суайчыннікі і іх нашчадкі».

    Руденск

    10 октября 1941 года  немецкие и литовские каратели  расстреляли  190  местных  жителей еврей-ской  национальности. К вырытым заранее двум огромным ямам каратели привели людей из гетто, которое располагалось на улице Дукорской.  Расстреляли одну группу людей, пошли пообедали, а затем расстреляли другую. Для палачей все было обыденно.

    Узляны

    Узляны пережили трагедию 8 октября 1941 года, когда   фашисты казнили 375 евреев.

    Но в Узлянах стоит побывать еще и потому, что здесь родился один из руководителей подпольной организации Минского гетто Михаил Гебелев. Здесь он был секретарем комсомольской организации и депутатом сельского Совета, отсюда ушел в армию. А после демобилизации переехал в Минск. После оккупации Мин-ска попал в гетто. Стал членом руководящей «тройки» подполья гетто, включавшего кроме него Исая Казинца и Гирша Смоляра. За мужество и личную храбрость Гебелев получил кличку «Бесстрашный Герман». В июле 1942 года Гебелев был арестован, а вскоре казнен. 

    Вариантов развития обозначенной темы может быть несколько. Из Руденска можно отправиться не в Узляны, а в Дукору, где также своя история. Пуховичи — Блонь — Марь-ина Горка тоже интересный и содержательный маршрут.  Как и Талька—Сутин. Но сделать  что-то стоящее в этом плане можно только общими усилиями неравнодушных людей.

    Автор: Наталья ПАРХОМЧИКПухавіцкія навіны

Комментарии (0)