16 Апреля, 2024 Вторник

Нежный возраст

  • 31 августа 2018 Общество Русский 0

    Завтра — 1 сентября. Откроют свои двери школы по всей стране, а вместе с тем начнут свою работу и центры раннего развития и обучения, всевозможные развивающие курсы для детей, обещающие за несколько месяцев превратить вашего ребенка в раскрепощенную и многогранную личность с большим будущим. У сторонников и противников раннего развития есть свои противники и сторонники. Композитор Вольфганг Амадей Моцарт свое первое произведение написал, когда ему было 5 лет. Нещадно третировал маленького Пабло Пикассо, будучи учителем рисования, его отец — Хосе Руис Бласко. И уже в 15 Пабло написал знаменитое полотно “Первое причастие” для выставки изящных искусств в Барселоне. Так с какого возраста стоит начинать заниматься эстетическим воспитанием ребенка и начинать пробуждать в нем таланты? 

    Нужно идти за ребенком

    Наверное, в воспитании ребенка нужно помнить о каких-то границах, чтобы это не превратилось в гонку за успехом и результатом. Родителям для начала надо определиться, какое направление и для чего им нужно. Ведь иной раз именно родители определяют ребенку то или иное увлечение только ради того, чтобы поднять, к сожалению, собственную самооценку, потому что это престижно и модно. Они идут на поводу у своей гордыни, забывая об интересах ребенка. 

    Я уверена, что не надо ничего навязывать. Надо прислушиваться к своим детям. Если ребенок необщительный и скромный, школа эстетического развития ему поможет раскрепоститься. Я рада, что сегодня перед родителями столько возможностей чем-то увлечь свое чадо! Когда подрастала моя дочь Саша, эти школы еще не были так распространены в Беларуси, об этом можно только пожалеть. Я все время пыталась отдать ее на хореографию, мы сменили несколько школ этого направления... В какой-то момент я заметила, что дочери это доставляет определенный дискомфорт. Но в свои 19 лет Саша поняла, что жить без танца не может и хочет снова им заняться. И теперь благодаря этому проснувшемуся внутреннему импульсу у нее это получается классно.  Сыну Максиму — 3,5 года. Я отдала его в школу детского танца.

    Конечно, в каком-то смысле родители, которые с раннего возраста — а иначе просто не добиться никаких результатов — отдают ребенка в спорт или музыку, где заниматься нужно по 8—9 часов каждый день, забирают у ребенка детство. Но все дети разные, кому-то в кайф и эти долгие тренировки, и нагрузки, и чувство ответственности, и репетиции, и выступление перед публикой! 

    Оправдает это раннее развитие себя в дальнейшем или нет? Станет ли это залогом успешной карьеры? Не будет ли вам жаль потраченных денег? Отец теннисиста Максима Мирного Николай Николаевич всю жизнь посвятил тому, чтобы его сын стал успешным спортсменом. А сколько неудачных примеров в спорте? 

    Наверное, не стоит нагружать ребенка всем подряд — и пением, и танцами, и шахматами. Но общего эстетического развития в наших школах сегодня крайне мало. Детей в недостаточной степени приобщают к искусству — поэзии, живописи, архитектуре, музыке, театру. Это все существует где-то там, на задворках учебного процесса, существует по какому-то остаточному принципу.  

    По образованию я — музыкант, дирижер хора. В какой-то момент я оставила инструмент, перестала заниматься музыкой, но зато сегодня это знание помогает мне делать интересные телепрограммы о театре, опере и балете. Я разговариваю на профессиональном языке, потому что когда-то родители отдали меня в Гимназию-колледж имени Ахремчика, за что я им крайне благодарна. Если посмотреть биографии известных людей, все они начинали заниматься творчеством с раннего возраста. 

    В нашем мире все очень быстро меняется, поток информации огромен, уследить за всем очень тяжело. Чтобы быть успешным, нужно обладать разными навыками и уметь применять их в жизни. 
     

    Наталья Бибикова, режиссер, телеведущая Белтелерадиокомпании 


    Школы раннего развития — самообман  

    Я категорически против того, чтобы детей в возрасте 3—5 лет отдавали в какие-либо школы раннего развития, потому что это просто относительно честный способ по отъему денег у доверчивых родителей. А по большому счету — надувательство и аферы, механизм которых предприимчивые люди переняли с Запада. Когда на каждом углу сегодня кричат о креативе, мне становится очень грустно оттого, что детям и их родителям показывают только одну сторону медали: креатив, деньги, слава! Но ведь нет ничего опаснее творческих профессий. И об этой оборотной стороне им не рассказывают. И комбайнер может быть артистичной и поэтической натурой, и дворник. Пропадает уважение к человеку труда. Все хотят быть сегодня звездами. Это просто какая-то мания. Но нельзя воспитывать звезд насильно, я не верю ни в какие “фабрики звезд”, да и не нужно нам столько творческих личностей для такой маленькой страны, как Беларусь. Это все фикция.

    Знаю по себе: профессия актера опасна для психики. Сколько я вижу примеров невостребованных и талантливых коллег. Они замыкаются в себе, у них начинаются различные срывы и депрессии. Если в тебе профессионально не заинтересованы, это превращается в психологическую травму на всю жизнь. Мы с женой были категорически против того, чтобы обе наши дочери шли в актрисы, но это их выбор. Старшая Дина учится в Санкт-Петербурге, младшая Арина в Минске — на третьем курсе нашей академии искусств. Как сложится их судьба? Могу только верить в лучшее. 

    В школы эстетического развития мы их не отдавали, наверное, они просто видели перед собой мой пример — постоянные съемки, репетиции, поездки... Когда одна из дочерей посмотрела в Купаловском театре спектакль “Ревизор” с моим участием, то сказала, что для нее главное дело в жизни — служить в театре. Наверное, это гены? А может быть, дети просто все замечают. Если родители относятся к своей профессии серьезно, если она для них не просто средство заработка, а призвание и судьба, то мимо цепкого детского взгляда это не пройдет незамеченным. Каждый родитель хочет своему ребенку счастливой судьбы и самореализации, хочет оградить его от ошибок и шишек, но пока человек не набьет их сам, он ничему не научится. Увы, часто видим, как в творческих династиях детей отправляют на семейную “креативную” стезю чуть ли не насильно... Передают этот фамильный “жезл” ремесла из рук в руки. Мне всегда горько наблюдать такие примеры. Потому что как только человек выходит на сцену или начинает рисовать у мольберта, или петь в опере — ему никто не сможет помочь. Зрителю абсолютно по барабану, из какой он семьи и кто у него родители. Он хочет видеть на сцене талантливого и яркого человека. Все советы хороши только за кулисами. Но ни мама, ни папа не помогут в реальном профессиональном деле. Человек по мере взросления остается один на один со своим талантом и судьбой. 

    Родители не должны становиться диктаторами для своих детей. Не нужно тратить на их образование лишние деньги. Старшая дочь сама поступила на одно из трех бюджетных мест из двадцати имеющихся. Когда ребенок сам вкладывает свои душевные силы в то, чтобы куда-то поступить, добиться своей цели, он ведь и к полученному результату будет относиться ответственно. Без самодисциплины никаких успехов не добьешься, вот ее-то своим примером и воспитанием родители и могут привить. Родители — но не посторонние люди, которые только и смотрят что на ваш кошелек! К тому же мое глубочайшее убеждение — у нас очень большие проблемы сегодня с творческим воспитанием маленьких граждан. Все как-то опопсело, одряхлело... 

    Педагогика даже в высшем учебном заведении, на мой взгляд, оставляет желать лучшего, она не соответствует современным требованиям, что же говорить о каких-то “театральных курсах”, которые организуют эти же люди, но где-то на стороне?    

    Я в свое время хватал знания из каждой области, с которой сталкивала меня жизнь. Мечтал  стать клоуном, но учился на актера кукольного театра у Анатолия Лелявского. Интересовался эстрадой и играл на гармошке с первых курсов в студенческих спектаклях, но также меня интересовал и наш белорусский фольклор. 

    И сегодня моя песня звучит в замечательной картине “Следы на воде”. Но мое призвание — смешить людей, дарить им радость. И то, что я буду этим заниматься, я знал с самого раннего детства, и никто не мог мне в этом ни помочь, ни помешать. 

    Николай Рябычин, актер Национального академического театра им. Янки Купалы  



    Народная газета
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)