11 Мая, 2024 Суббота

О чем рассказывает одежда

  • 25 февраля 2015 Культура Русский 0
         Березовский центр ремесел  кроме восстановления и реконструкции местных традиций ткачества ставит целью и воссоздание народного традиционного строя одежды. Одежда наших предков носила не только утилитарный характер, она была еще и своеобразным паспортом – по характеру узоров можно было определить, из какого населенного пункта человек. Традиционный народный строй одежды создавался веками. И более рациональной и продуманной вещи трудно назвать. По костюму определяли не только географическое место рождения его владельца, но и его социальный статус, благосостояние семьи и родовод –  историю жизни семьи. Историю страны, по большому счету.
     
         О том, что сегодня представляет для нас интерес и по каким направлениям идет работа, рассказывает директор Центра ремесел Наталья Ивановна Ковалевич:

         – Понятно, для воссоздания одежды нужны прежде всего ее оригиналы. В виде исключения хорошо иметь хотя бы фотографии. Но лучше все-таки оригиналы – посчитать количество ниток в основе ткани, их толщину, узор, колористику и т.д. Для этого в Центре ремесел формируется научно-вспомогательный фонд. В нем представлены элементы костюма традиционного строя пока только из нескольких населенных пунктов района: Соколово, Огородники, Речица, Сигневичи, Пересудовичи.

         Чем прежде всего славится наш костюм? – органичной цветовой гаммой – сочетанием белого и красного. Торжественность – в белом. Белый лен с красной нитью – сочетание классически исключительное. Именно в нем и заключена изюминка.

         Наши предки красили ткани луковой шелухой, дубом. Например, при дублении кожи шерсть в дубовом отваре тоже красится. Шкуры красили еще и отваром рябиновой коры, как, например, тонкую кожу для лайковых перчаток. Она дает другой оттенок, ближе к охре. На самом деле природных красителей много. Но на данный момент они уже забыты, мы это все изучаем и попытаемся восстановить.

         Одна шерсть красится лучше, другая хуже, у каждой шерсти свой оттенок – это тоже влияет при окрашивании на тон. Черная шерсть не красилась, а шла на валяние – валенки, шапки, сукно – материал на верхнюю одежду.

         Сегодня одна из трудностей в нашей работе в том, что очень сложно найти нитки подходящего оттенка.

         Шерстяной андарак – это праздничная женская одежда, не на каждый день. Ее имели не все, а лишь более-менее состоятельные хозяйки. Во-первых, надо было иметь шерсть, а во-вторых, тонко напрясть и соткать ее. И сновать ее надо было отдельно. Снуется андарак в рэдко, т.е. каждая нить продевается в отдельную ячейку бэрда. Вроде ткань получается и редкая, но теплая.

         Если шерстяные нити ткать как обычное полотно, оно получится тяжелым. Самое широкое бэрдо – мы меряли – 78 см, это стандартная длина юбки. Наши предки были меньше, мы крупнее.

         Второй тип юбки, чаще повседневный  вариант, – поперечки (название произошло от поперечных полос).  В более богатых семьях у женщин было несколько поперечек. А бедные могли выходить в нарядных поперечках и в праздник. Поперечки делали из разного материала. Крашеные, чисто льняные – на каждый день. Лен с шерстью – это мог быть зимний и (или) праздничный вариант.

         Андараки и поперечки нам интересны прежде всего цветовой гаммой и сочетанием, порядком расположения полосок. При их изучении видна закономерность: полосочки повторяются. И если сравнить полосочки с андарака и поперечки – они перекликаются, цвета повторяются. Хотелось бы ими заняться серьезно, понять, какой смысл  в них заложен. Почему  в андараке из Пересудовичей две синие полосочки идут рядом, а в огородниковском – через белую двойную полоску? Почему желтая и зеленая полоски самостоятельны в одном случае и сочетаются в другом?

         Есть у нас и свои исключения. В Шилине юбка, например, не полосатая, а в клетку, на темно-синем фоне. Снизу поперечных полос было больше  бордюром, а кверху – меньше. В Нивах юбка тоже в клеточку, основной фон светло-синий. Полосы снизу шире и их больше. Эти юбки так и назывались – шилинка и нивлянка. Узор на сорочках в этих деревнях тоже отличался.

         А в Хрисо поперечки имели основной фон черного цвета. И в костюме,   и в вышивке встречались черные нитки. Там и постилка с преобладанием черного цвета. В других деревнях над черным цветом преобладал бордо.

         Самая правдоподобная версия: эти деревни были к нам переселены. Известно, что в свое время российские императоры выселяли людей из Беловежской пущи, им было тесно охотиться. Выселяли целыми деревнями – перевозили. И вероятно, Шилин, Нивы, Хрисо – это переселенцы. Хотя  деревни дарили, покупали, перевозили и их владельцы,  например, Пусловские.

         Что интересного имеется у нас в научно-вспомогательном фонде? Двухполый фартух, он довольно редко встречается,  у нас чаще использовались трехполые фартухи, во всяком случае, они больше сохранились.

         Соколовская сорочка с очень редко встречающимся узором. По узорам  эта сорочка свадебная. Воротник на ней уже другой, не родной. Сорочки не кроились в нашем понимании. Брался кусок ткани  по  нужной длине и сшивался целиком. Если женщина крупная, делали вставки. В оформлении манжета использована техника морщения – гениальная вещь. Двойная нитка в шахматном порядке протянута через нити основы и потом стягивается. Работа эта кропотливая, но зато получается очень красиво, и, что важно, ширину низа рукава можно регулировать (затягивать).

         Порой до нас информация доходит в виде каких-то фрагментов, воспоминаний, по крупицам. Например, моя бабушка, как говорили, одевала намитку без каницы, потому что у нее была большая и толстая коса, она заворачивала косу вокруг головы, надевала чепец и сразу намитку, без вспомогательных элементов. Такая особенность.

         Или взять историю Сигневичской гмины – это был один из социально-культурных центров Березовщины:  там было полно магазинов, имелось целое еврейское поселение. И там жил еврей, который делал женские шнуровки – сапоги на каблучке. Редкий специалист. Только ему их и заказывали.

         Для вышивки в нашей местности использовались покупные цветные нитки, почему-то их называли балхва. Кто сейчас ответит почему?

         К сожалению, домотканая одежда наших предков по незнанию выбрасывается наследниками. Причем портится и пропадает со временем даже та, которая не выброшена. Андарак, например, пропадает из-за своего состава: шерсть съедает моль. Или он просто рассыпается от воздуха, от старости.

         Клецкие методисты по кусочкам ткани, по рисункам восстанавливают свой традиционный костюм. А у нас он есть, и, если его сейчас не сохранить, не восстановить, мы его потеряем. Поэтому я и ставлю цель по максимуму собрать возможную одежду из всех деревень Березовского района. Пусть деревни располагались по соседству, как, например, Соколово и Огородники, но юбки у них отличаются – значит что-то в этом есть.

         Если у вас имеется льняная, шерстяная одежда ваших предков или ее элементы, обращайтесь в Березовский районный центр ремесел по тел. 6-80-77. Центр примет ее в дар либо сделает для своего научно-вспомогательного фонда фотографии. Сохраним вместе наше культурное достояние!

    Фото автора.

    На фото: фрагмент оформления свадебной сорочки из д. Здитово.

    Автор: Николай СинкевичБерёзовская районная газета "Маяк"
    Теги: 

Комментарии (0)