16 Апреля, 2024 Вторник

Передержанная экспозиция

  • 15 мая 2015 Культура Русский 0

    Музей Белорусского Полесья в Пинске впечатляет. Открытый в 1926 году, в дни своего 70-летнего юбилея он переехал в здание бывшего иезуитского коллегиума. В стенах памятника архитектуры, массивного и величественного, он размещается и сегодня. Но если «лицо» его имеет законченный вид, то экспозиция еще далека от идеала. Многочисленным залам и экспонатам нужна срочная «перезагрузка».

    Прошлой осенью Пинск принимал областной фестиваль «Дожинки». Центр города в те месяцы изменился до неузнаваемости. На центральной площади реконструировали жилые дома, привели в порядок ближайший к ней участок улицы Ленина. Полностью обновили городской Дом культуры, а часть улицы Первомайской за ним превратили в уютную пешеходную зону.

    Здание бывшего иезуитского коллегиума тоже поменяло облик. Фасады его отремонтировали и покрасили. На стенах разместили подсветку, и теперь в темное время суток сооружение буквально сияет. Благоустроили и территорию вокруг памятника архитектуры, так что сегодня молодежи есть где провести теплый вечер. 

    На то, чтобы сделать историческую постройку еще более привлекательной, город потратил не один миллиард рублей. И сегодня Музей Белорусского Полесья продолжает работу в обновленном виде. К юбилею Великой Победы из собственных фондов работники организовали выставку «70 победных лет». Продолжают действовать галерея партизанской славы и постоянная экспозиция «Пинщина в годы Великой Отечественной войны». Для школьников до сих пор проводят музейно-педагогические занятия «Детство, опаленное войной». Эти уроки интересны детям: их привлекает мультимедийная и звуковая аппаратура, которой в музее год от года становится больше. 

    Не меньше интересного и на остальных площадях музея. Здесь хранится не одна действительно уникальная вещь. Варяжская вилка, обломок амфоры и керамическая плитка XII века. Кости шерстистого носорога, подлинная королевская грамота, Статут ВКЛ XVIII столетия и даже деревянный велосипед. Можно сказать, что иезуитский коллегиум в Пинске — шкатулка с драгоценными жемчужинами. Но пока они остаются без достойной оправы. И потому общее впечатление от экспозиции создается несколько сумбурное. 

    Конечно, предметы в залах объединены по темам и периодам. Все вещи здесь оригинальные, а сотрудники во время экскурсий выкладываются на сто процентов. Но так как экспозиция не имеет целостного художественного оформления, экспонаты подчас превращаются в безликую массу. Хотя, казалось бы, самый простой предмет может стать центром целой выставки. Как тот незаметный сегодня календарь, открытый на 22 июня 1941 года. Но без достойного места в зале, индивидуальной витрины и особого освещения он, как и сотни других экспонатов, теряется в общем нагромождении. 

    Так что музейные площади нуждаются в срочном «переформатировании». Нужны специалисты, которые разработали бы проектное решение. Нужны музеологи, которые создали бы художественную концепцию новой экспозиции. Необходимо и архитектурное решение, ведь коллегиум иезуитов — исторический памятник. В эти стены экспозицию важно вписать исключительно грамотно. Ремонт, витрины по индивидуальному заказу и особое освещение площадей — вот три кита, на которых главный пинский музей сможет продержаться еще не один десяток лет. 

    Но это удовольствие не из дешевых: сегодня речь идет,  как минимум, об одном миллиарде рублей. И выделить эти деньги в ближайшее время город вряд ли сможет. Заместитель председателя Пинского горисполкома Александр Каневский объясняет, что с прошлого года продолжается благоустройство территории вокруг коллегиума, именно на него город бросил все силы.

    Поэтому, увы, изменение Музея Белорусского Полесья, скорее всего, не будет быстрым. На неполное обновление экспозиции областного краеведческого в Бресте ушло целых пять лет. А так как площадь здания в Пинске значительно больше, ее оформление с нуля потребует и больше времени. Но и затягивать с этим делом не стоит: любой фотограф скажет, что передержанная экспозиция глазу неприятна.

    Артем КИРЬЯНОВ

    artem.kirjanov@gma

    Скарбы — паўночнікам

    Ноч музеяў — міжнародная падзея, якая адбываецца штогод у краінах Еўропы і Амерыкі і прысвячаецца Міжнароднаму дню музеяў, ён адзначаецца 18 мая. Адзін раз у год «храмы муз» расчыняюць свае дзверы для ўсіх, каму цікава ўбачыць іх багацці ў нязвыклы час сутак. Наша краіна далучылася да гэтай акцыі ў 2004-м. У ноч з 16 на 17 мая многія вялікія і маленькія музеі прымуць удзел у ёй зноў.

    Гасцей у Нацыянальным гістарычным чакаюць ужо з 16.00 на кірмашы майстроў, які разгорнецца ў дворыку. У праграме — майстар-класы па танцах, ігры на барабанах, канцэрт музычных гуртоў. Спецыяльны спектакль-знаёмства з кнігай падрыхтаваны для дзяцей. Сам музей адкрыецца ў 19.00. Наведвальнікаў запросяць на выставу «Сальвадор Далі & Пабла Пікаса», дзе прадстаўлены трыццаць керамік Пікаса, а таксама кераміка, графічныя работы і самыя вядомыя скульптуры Далі. У Мінск іх прывезлі ўпершыню. 

    На выставе «Таямніцы і казкі Японіі» можна будзе пацікавіцца культурай і звычаямі далёкай загадкавай краіны, даведацца пра герояў японскай міфалогіі і прымерыць сапраўднае кімано, каб адчуць сябе абсалютна іншым чалавекам. Таксама наведвальнікаў чакаюць дэфіле ў эксклюзіўных галаўных уборах ад мадэльнага агенцтва «Тамара» і выстава «70-годдзю Вялікай Перамогі прысвячаецца» з паказам рарытэтных фільмаў на ваенную тэматыку.

    Працаваць музей і кірмаш будуць да гадзіны ночы. Уваход на кірмаш бясплатны. Кошт квітка на экспазіцыю: для дарослых — 190 тысяч, для студэнтаў — 140 тысяч, для школьнікаў – 110 тысяч рублёў.

    Шмат цікавага прапануе Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа. Святочная праграма «Святло ў акне» працягнецца з 16.00 да 23.00, запланаваны выступленні вулічных тэатраў, духавога аркестра, гурта «Сундук», вечар у французскім стылі, канцэрт камернай музыкі, светлавое шоу.

    У экспазіцыі адбудзецца незвычайнае дзейства – «ажывуць» яе героі. Удзельнікамі інтэрактыўнай тэатралізавана-касцюміраванай экскурсіі стануць персанажы твораў народнага паэта — Сымон-музыка, герой аднайменнай паэмы, настаўнік Андрэй Лабановіч з трылогіі «На ростанях», маленькі Кастусь з «Новай зямлі». Не выключана, што завітае ў свой дом і сам Пясняр. 

    Толькі на адну гадзіну – з 17.00 да 18.00 — пакіне сховішча ўнікальны экспанат, які звычайна знаходзіцца пад замком у музейным сейфе. Гэта мініяцюрны зборнік вершаў, выдадзены да 100-годдзя Якуба Коласа ў сярэбраным акладзе і ўпрыгожаны каштоўнымі камянямі. А з 19.00 да 20.00 у кожнага наведвальніка будзе ўнікальная магчымасць запісаць запаветнае жаданне за сталом народнага паэта Беларусі яго пяром. 

    На сядзібе Коласавага дома разгорнецца тэатр-фрай. Што гэта такое? Неад’емная частка старадаўняга кірмашу, такая ж, як батлейка. На зямлі акрэслівалі круг, у якім паказвалі прадстаўленні вандроўныя артысты. У «Ноч музеяў» на імправізаваную паэтычную пляцоўку выйдзе заслужаны артыст Беларусі Валянцін Салаўёў.

    Адзіны ўваходны білет на мерапрыемствы ў экспазіцыі і на сядзібе каштуе 30 тысяч рублёў. Канцэрт гурта «Сундук» абыдзецца ў 100 тысяч рублёў. 

    Нацыянальны мастацкі музей будзе працаваць з 19.00 да 24.00. На адну ноч ён стане храмам багіні Гесіхіі, дзе можна застацца сам-насам са сваёй унутранай цішынёй і праз сузіранне адчуць уласную гармонію. «Ціхая» ноч» – тэма сёлетняга арт-праекта. 

    Лепшыя эксперты дапамогуць наведвальнікам даведацца пра разуменне тактыльнасці на мове племені зулусаў, распазнаць смак кактуса, убачыць гукі космасу і сонца, адчуць водар падарожжаў і вандраванняў. Студэнцкі тэатр «Босы» аб’явіць фотапаляванне на «сумных» звяроў. Дызайнеры і мастакі прадставяць калекцыю «ПаСтулат», на яе стварэнне іх натхніў такі штодзённы, але неад’емны і прыцягальны для чалавека аб’ект, як крэсла. Паўночнікі ўбачаць харэаграфічнае і пачуюць музычнае ўвасабленне цішыні. А тых, хто не баіцца выпрабаванняў, чакае сустрэча з Князем цішыні. Удзел у «Ціхай» ночы» каштуе 100 тысяч рублёў.

    Дарэчы, улічваючы традыцыйна вялікую колькасць наведвальнікаў, Нацыянальны мастацкі зрабіў сёлета толькі папярэдні продаж білетаў і абмежаваў іх колькасць да 4 тысяч. Прычым пры набыцці білетаў наведвальнікам загадзя рэкамендавана прыйсці ў музей у пэўны час. Гэта зроблена для зручнасці, каб пазбегнуць вялікіх чэргаў і натоўпу людзей у залах.

    Ірына СВІРКО

    isvirko@mail.ru

    За мечтой на мопеде

    Вчерашний москвич поселился в белорусской деревне и открыл бесплатный  музей мопедов.

    Такого музея в нашей стране больше нет. Так же, пожалуй, как нет и человека, похожего на Владимира Мячина (на снимке) — всецело посвятившего себя необычному хобби. Променять Москву на деревеньку под Витебском, тратить немалые деньги на покупку раритетов, открыть за собственные средства музей да еще и по первому звонку мчаться в областной центр за 15 километров, чтобы провести бесплатную экскурсию для одного-двух человек? Настоящий альтруизм. А вот сам Владимир ничего необычного в этом не видит:

    — Не понимаю, почему люди, узнав, что я  коренной москвич, сразу же удивляются? Да, в Москве хорошо зарабатывать деньги, но растить детей я предпочел в Беларуси. Да и любимым делом здесь заниматься проще.

    Сначала вчерашнему горожанину, сотруднику московского Музея индустриальной культуры, в Еремине, где тот купил деревенский домик, разрешили безвозмездно использовать бывший клуб. Владимир перевез из России свою коллекцию и параллельно занялся ремонтом заброшенного здания. Успел поставить двери, распланировать фронт работ. А тут сообщи­ли: объект внесли в список продаваемого имущества. Балансовая стоимость немаленькая, и потянуть такую покупку семья, ожидавшая на то время третьего ребенка, конечно же, не смогла. Пришлось корректировать затею. Снял в Витебске на многоуровневой стоянке помещение и около месяца назад тихо отметил открытие музея. Да, приезжали журналисты, были гости, даже доброжелатели безвозмездно или за чисто символическую плату передали несколько экспонатов, застоявшихся в гаражах. Но для того чтобы в будущем музей стал популярным, этого мало. Здесь недостаточно места для размещения расширяющейся коллекции. Тем более что в придачу к мопедам коллекционер стал собирать еще и игрушки, предметы быта советских времен — древние фотоаппараты и телевизоры, кассетные магнитофоны, книги и даже фрагмент «пионерской» железной дороги, одной из самых сложных и дорогих электромеханических игрушек 1950-х. Оптимальное решение — аренда на приемлемых условиях нужного помещения в Витебске с гарантией на 5—10 лет. Но это в планах на будущее.

    А сейчас Владимир выкупил в деревне здание бывшего фельдшерско-акушерского пункта. Оно небольшое по размерам, и в скором времени музей придется размещать там. Хотя коллекционер понимает: в Еремино городским посетителям добираться нелегко, экспозиция потеряет сотни потенциальных экскурсантов. И, тем не менее, это еще один шаг к воплощению в реальность нарисованной мечты. Да-да, несколько лет назад жена подарила Володе на день рождения рисунок. Обычный такой, в детском стиле. Домик на природе, коляска с младенцем во дворе и туристы, которые спешат в «Музей мопедов» — он, по задумке художницы, занимает вторую часть дома. Владелец частного музея перечисляет, что сделано:

    — Жилье уже есть. Детскую коляску купили — жена на днях родила третьего ребенка, ну а остальное приложится. Было бы желание.

    А желание есть. Владимир рассказывает, что собирать малокубатурную мототехнику начал лет 7—8 назад. Лежал после аварии с переломом позвоночника в больнице, заинтересовался историей советских мопедов. И так увлекся, что понял: пока не поздно, нужно собирать то, что осталось. Создал свой сайт, нашел единомышленников. Первым экспонатом будущего музея стал редкий МП-044. Без мотора. Взял по объявлению в Москве. А потом — второй, третий… Сейчас их свыше 30. Привозил из разных городов. Ни в России, ни в Беларуси постоянных экспозиций ни у кого нет, Владимир Мячин стал первым. Среди его раритетов есть и такие, которые остались существовать всего в двух-трех экземплярах. Из неизвестных и экспериментальных партий. Особая гордость — дизайнерский мокик «ЗиД». Он был единственным, изготовленным для выставки, и находился в российском Коврове. А когда тамошний заводской музей расформировали, Мячину удалось его купить. А еще в коллекции Владимира — МВ-042М «Львовянка», первый харьковский заводской мотовелосипед В-901 и мотовелосипед Riga-2 Gauja. Возраст техники — полвека, чуть больше или меньше.

    — В Беларуси тоже осталось много старой техники, недавно витебчанин подарил «Ригу-12», с удовольствием передают люди и старые вещи. Вот, видите, мишка косолапый? Детишки играли с ним около полувека назад. Медведь тяжелый, набит опилками. Я назвал его Аристархом, теперь он охраняет мой музей.

    Очень хочется надеяться, что у частного музея Владимира Мячина появятся и другие меценаты, ведь на чистом энтузиазме своего владельца он вряд ли сможет существовать долго.

    Елена БЕГУНОВА

    a_veresk@mail.ru

     

    Я поведу тебя в музей

    В стране более двухсот музеев. Предлагаем вам экскурсии по пяти самым молодым и интересным учреждениям.

    Скульптура «Экипаж» около городской ратуши уже давно стала одним из символов Минска. Но мало кто знает, что совсем недалеко расположен музей карет. Он разместился на территории бывшего бернардинского монастыря на улице Кирилла и Мефодия, 8. Как утверждает экскурсовод Лидия Маркович, в XIX веке именно на этом месте находились каретные сараи, кстати, и нынешнее здание стилизовано под ту эпоху. К сожалению, ни одного экспоната, хранившегося в тогдашней возовнице, не сохранилось, поэтому создателям музея пришлось немало поездить по стране, чтобы найти аналоги тех повозок. Но сегодня там с гордостью показывают брички, дробняки, фаэтоны, сани со столетней историей производства каретной фабрики Л.Я. Лейбмана, чугунолитейного и механического завода Н.Я. Якобсона и других.

    Не меньше увлекает и мультимедийная экспозиция. И не только потому, что благодаря звуковым эффектам (стуку копыт, ржанию лошадей и т.д.) действительно погружает в далекую историю. Ценен прежде всего видеоролик, сделанный на основе архивных фотодокументов, благодаря которому можно увидеть Минск начала XX века, например оживленный район — перекресток нынешнего проспекта Независимости и улицы Энгельса, который был разрушен в первые дни войны.

    Входной билет стоит 20 тысяч, для школьников – 6 тысяч. Организованные экскурсии надо заказывать заранее.

    А вот в корпоративный музей пива «Аливария» можно попасть исключительно по предварительной записи в составе организованной группы. Если вы хотите увидеть уникальные экспонаты, то будете разочарованы, потому что этот музей устроен по принципу промышленного туризма. Здесь главная фишка — посещение действующего производства и дегустация различных сортов пива.

    Но посетить здание по улице Киселева в Минске стоит даже тем, кто прохладно относится к подобным напиткам, убеждает нас специалист предприятия Анна Телеш. Потому как завод — это одно из самых старых зданий города. Этому памятнику архитектуры уже 125 лет. Менялись времена, владельцы, но пиво там варилось всегда. Сейчас возможность почувствовать себя настоящим пивоваром есть у каждого посетителя. Стоимость билета — 120 тысяч, студентам — скидки.

    В стране около сотни хлебозаводов, но музей хлеба есть только в Ивановском районе. И это не случайно. В деревне Мотоль к караваю отношение особое: обряд, который здесь передается из поколения в поколение, претендует на статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Экскурсовод музея рассказывает об особенностях хлеба, который выпекали на различные праздники, о ритуалах, сопутствующих процессу. Особый интерес вызывает обряд «Вясельны каравай», который называют здесь «Гаспадаром». Этот удивительный хлеб могли выпекать только замужние женщины, имеющие детей — сына и дочь.

    Создатели экспозиции смогли собрать раритетную утварь, другие интересные экспонаты — всего их более ста. У посетителей есть возможность поучаствовать в процессе хлебопечения: просеять муку, замесить тесто и т.д. Музей этот молодой, интерактива здесь пока нет, но обещают, что скоро появится. Пока же посетителям предлагают посмотреть фильм, посвященный древнему обряду.

    Герб с белкой на овальном щите Большая Берестовица получила вместе с Магдебургским правом от короля Августа ІІІ в 1754 году. С тех пор этот маленький зверек в особом почете в регионе. А прошлой осенью здесь открылся музей белки.

    Как рассказала главный хранитель фондов Анастасия Веселуха-Волкова, всего в музее около шестисот предметов и на большинстве из них изображен этот зверек. Встречает же посетителей живая дегу – чилийская красавица. Трогать и кормить ее запрещено, но погладить мех различных зверьков, в том числе зайца, лисы, енотовидной собаки, можно на отдельном стенде. Очень интересна интерактивная карта, которая показывает расселение 27 видов белок по всему миру. Кроме того, в музее множество предметов декоративно-прикладного творчества, геральдики, филателии, нумизматики с соответствующим изображением. Есть, например, монеты Норвегии и Андорры, марки уже не существующей страны Кискей и т.д.

    Музей-дача Василия Быкова распахнул свои двери летом прошлого года. Это дом на окраине Минска, где писатель не только отдыхал, но и творил: писал, рисовал, что-то мастерил. С уходом его из жизни этот уголок, окруженный березами, опустел. В 2012 году вдова Быкова передала государству дачу с просьбой открыть здесь музей. Был сделан косметический ремонт, но мебель и личные вещи остались на своих местах. Как уверяет директор Государственного музея истории белорусской литературы Лидия Макаревич, сегодня дом выглядит, как при Быкове. В рабочем кабинете – любимый диван, на столе — пишущая машинка с черновиком очередного рассказа, на стуле – пиджак; в мастерской – раскрытый этюдник, тюбики с красками, журналы…

    Интересно, что при жизни Быков очень редко оставался на даче с ночевкой: во-первых, сам дом был холодным, во-вторых, в нем были не все удобства. Именно по этой причине музей сделали сезонным, то есть на зиму решили закрывать. Правда, в этом году он не открылся и с наступлением тепла. Оказалось, что для сохранности экспонатов и удобства посетителей необходим капитальный ремонт. Когда он закончится, пока неизвестно. Главное же, как утверждает Лидия Витальевна, быковская атмосфера будет сохранена.

     

    КАМПЕТЭНТНА

    Валянціна МАКАРАВА, намеснік на­чальніка ўпраўлення ўстаноў культуры і народнай творчасці Міністэрства культуры:

    — У сучасным свеце роля музеяў з’яўляецца вельмі важнай. Захаванне і прадстаўленне музейнымі сродкамі гісторыі і культуры дае магчымасць паказаць багацце і прыгажосць сваёй зямлі. Яны адыгрываюць значную ролю ў выхаванні моладзі, фарміруюць духоўны свет чалавека, яго жыццёвую і грамадзянскую пазіцыю.

    Сёння ў сістэме Міністэрства культуры дзейнічаюць 152 музеі. Падтрымка іх як сацыяльнага інстытута, адказнага за захаванне спадчыны, па-ранейшаму з’яўляецца абавязкам дзяржавы, але ў сучасных рынкавых умовах яна не можа быць усеабдымнай. Таму эфектыўнае развіццё гэтай справы немагчыма без шырокай сацыяльнай падтрымкі, развіцця спонсарства і апякунства, пашырэння спектра музейных прапаноў на рынку культурных паслуг. 

    Установы актыўна выкарыстоўваюць новыя інфармацыйныя тэхналогіі і развіваюць інтэрактыўныя формы работы з наведвальнікамі. Яны ўсё часцей карыстаюцца прыватнымі інвестыцыямі для закупкі прадметаў музейнага значэння і ўдасканалення сваёй работы, інтэнсіўна развіваюць інавацыйныя формы выставачнай і культурна-аду­кацыйнай дзейнасці. Відавочна, што гэтыя накірункі будуць абумоўліваць развіццё музейнай справы на бліжэйшую перспектыву.

    Наталья СТЕПУРО

    stepuro@rambler.ru

    Рэспубліка

Комментарии (0)