Студия изобразительного искусства «Вясёлка» Дворца культуры Мозырского нефтеперерабатывающего завода – это маленькая страна, где все – волшебники: «Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство». Руководитель изостудии Светлана Владимировна КУПРИЯНОВА о своих учениках может рассказать много, каждого она считает талантливым. Мы заглянули в эту творческую мастерскую маленьких художников незадолго до 20-летнего юбилея студии. Дети увлеченно рисовали, Светлана Владимировна вслух читала «Дневник Зинаиды Серебряковой» (до этого они ознакомились с «Дневником Ван Гога»), попутно подходя к каждому и внося какие-то поправки.
Что может быть лучше, чем художник в окружении любимых учеников? Светлана Владимировна КУПРИЯНОВА и ее творческая семья.
– Занимаясь художественным изобразительным искусством, мы тренируем свои умственные способности. У ребенка, который начинает рисовать, повышается успеваемость по учебным предметам, особенно по литературе и языкам, так как рисунок связан с образным мышлением. В истории нашей студии были ученики, которые играли в команде эрудитов Гомельской области, – начинает рассказ Светлана Владимировна.
С.В.Куприянова по образованию художник-педагог, окончила известный художественно-графический факультет Витебского пединститута. Когда-то она приехала по распределению на работу в Мозырский пединститут, где познакомилась с Петром Сергеевичем Захаровым (ныне покойным) и его супругой. Они ввели ее в мир художников, она два года вплотную занималась графикой, офортами, а через три года приняла участие в областном конкурсе педагогов и заняла 1-е место в графике за работу «Мозырский мотив». Это подтвердило ее мысль, что она на правильном пути, и, значит, ей есть что передать детям. 21 год она проработала в Мозырской детской художественной школе. Стала первым педагогом, открывающим первую в истории Мозыря художественную школу.
– Художественную школу мы открывали с ее первым директором Николаем Ильичем Дубковым в 1978 г. Все осваивали вдвоем: и мастерскую, и мольберты. Приглашали детей на занятия, собрали 50 человек. Я вела все предметы: рисунок, живопись, композицию, историю искусств, скульптуру. Там приобрела опыт работы и уже потом освоила эту студию, – вспоминает она. – Студия изобразительного искусства «Вясёлка» существует официально с 1996 г. Ученики сами нас находят. Сейчас у меня их 30. Каждый ребенок – это своя психология, свое видение мира. У нас поддерживается индивидуальный подход к каждому юному художнику, независимо от возраста, ведь в студии дети 6-16 лет. Находясь вместе, они учатся друг у друга.
Если взять последние достижения, то в 2014 г. у студийцев был хороший результат в международном конкурсе им. Сальвадора Дали: Оля Нюхалова и Даша Казачок заняли первые места в акварели в возрастной категории 12 и 7 лет. Много лет дети участвуют в Международном конкурсе Зеленого креста (экологическое движение): приглашались на открытие выставок, награждались грамотами и даже серебряной медалью. В конкурсе «Объединяя сердца» семеро студийцев получили награды. Но главное – это поступление. Многие выпускники студии учатся или уже закончили Гомельский художественный колледж, а также Белорусскую академию искусств: Виктория Марус, Полина Демиденко, Максим Афтахов,Юлия Бабаева. А Екатерина Кравченко в прошлом году (после архитектурного колледжа) поступила в Венскую академию искусств, где конкурс был 18 человек на место.
– Я хотела видеть студию как творческую мастерскую, – рассказывает об идее создания руководитель «Вясёлкi». – После 20 лет работы в художественной школе поняла, что одной школы мало, чтобы ребенок развился полностью как творческая личность и имел возможность самовыражаться. Мало уроков на композицию, а нигде так хорошо, как в композиции, этом тематическом свободном рисовании по представлению и воображению, не раскрывается человек, его творческое начало. В школе всего два урока, а здесь мы занимаемся одной композиций, это помогает включать воображение. С натуры рисовать можно научить каждого, а вот развить воображение… Мне очень хочется, чтоб у ребенка было такое место, отдушина, где он мог бы самовыразиться, ведь жажда самовыражения особенно сильна в возрасте от 6 до 11 лет. Замечено, если ребенок продолжает рисовать и после 11 лет, то он уже на всю жизнь художник. В этом возрасте наступает переломный момент, некоторые начинают понимать, что хотели бы попробовать себя в чем-то другом, но те, кто остается, – наши. И наш корабль будет плыть дальше. Когда в старших классах обнаруживается, что кто-то хочет стать художником и собирается поступать, то я готовлю его к поступлению. У меня есть постановки по живописи, рисунку. Неплохой гипсовый фонд.
Студия – это первая ступенька художественного образования. Моя задача как педагога – раскрыть способности в ребенке. Обнаружить, в чем он силен, что привлекает его больше: графическое направление или живописное, фантастическое или реалистическое. Определяю его склонности и развиваю их. Редко бывает, чтобы ребенок был абсолютно во всем развит, это, скорее, исключение – талант в высоком понимании этого слова.
Светлана Владимировна любит наблюдать за творческим процессом, как дети думают, воображают. У них есть любимое упражнение – быстрый художественный диктант. Учитель предлагает тему, и ребята начинают рисовать. И это дорогого стоит. К слову, Александр Бенуа писал, что в молодости художники его круга тоже увлекались тематическим рисованием, используя все виды техники. Так дети знакомятся с тушью, сангиной, соусом и другими техниками. Вообще, в изостудии создана прекрасная атмосфера для творческого развития и педагога, и детей. Это настоящий райский уголок, где все нацелено на развитие личности.
– Дворец культуры ОАО «Мозырский НПЗ» возглавляют люди со вкусом, талантливые и многогранные, и это большое счастье, когда Дворцом руководят люди, которые понимают искусство. Долгие годы нас связывала дружба с Райнером Хагини, священником из Фрайберга, который ценил людей искусства. Он возглавлял благотворительную организацию, и по приглашению немецкой стороны мы ежегодно в течение 7 лет ездили в Германию, посещали Дрезденскую картинную галерею. Благодаря ему дети посмотрели мир и расширили кругозор. Мы стараемся строить работу так, чтобы дети непрерывно обогащались. Не так давно побывали в Речице на уникальной выставке Александра Исачева из частных собраний и на пленэре. Он когда-то учился в Мозырской лесной школе. Я была знакома с его первой учительницей Тамарой Николаевной Коробкиной, которая рассказала, как он формировался как художник. Зная об Александре Исачеве достаточно много, я в свое время читала лекции в библиотеке для школьников города. И своим новым ученикам рассказываю о том, как он рисовал, еще когда был совсем юным. Он явил собой пример потрясающей самоотдачи искусству, которому я учу своих детей – так относиться к своему делу. Конечно, не все в моей власти, они скоро выпорхнут отсюда и разлетятся, кто куда. Но как сделать первые шаги, как стать художником – это очень важно, и этому надо учиться у старых мастеров. Пусть не все из ребят станут художниками, но то, что в студии им прививается вкус, пригодится в жизни, и, я думаю, они станут счастливее.
Мы ведем наблюдения, и каждый раз на занятии по очереди рассказываем о красотах, которые видели (цвет неба, изменения в природе и т.п.), делимся впечатлениями. Идет работа души. «Красота в глазах смотрящего», – писал Оскар Уайльд. Научить детей видеть прекрасное в окружающем мире – моя главная задача. Грустно, когда ребенок в какой-то день не мог ее рассмотреть, в природе ведь каждую секунду рождается красота. Так дети учатся говорить, выражать свое мнение, не стесняясь. Я очень хочу, чтобы мои ученики полюбили Мозырь, красивее которого в целом мире нет. Возьмите наши старые улочки, холмы и яры. Когда ты живешь в городе, который любишь, ты совершенно счастлив. А любя свою родину, мы полюбим всех остальных, в том числе себя как часть этой красоты и необыкновенной природы. Красота мозырской природы вдохновляет. Мозырь сделал великими имена многих людей искусства, в том числе художников. Виталий Цвирко стал заслуженным художником Беларуси благодаря мозырским пейзажам, а также Николай Козакевич, Дмитрий Алейник и другие.
Виктор Гюго писал: «Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь – хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды – еще лучше». В «Вясёлцы» существуют свои хорошие традиции. Например, поддерживать тех, кто поступает. А те, кто уже учится в других городах, приезжая домой, непременно заходят в свою любимую студию. В БГУ на факультете дизайна сейчас учатся Даша Дубрава и Таня Шестовец, Вика Пархоменко – в институте культуры. Они говорят: «Здесь наш дом. Мы отсюда никуда не ушли». Екатерина Кравченко призналась: «Вспоминая детство, я не вижу ничего более яркого, чем моя жизнь в студии». Здесь вместе празднуют дни рождения, устраивая чаепитие, и учатся красиво поздравлять друг друга. Часто выезжают на пленэры. Вот и вчера они совершили поездку в Минск всей студией, чтоб познакомиться с впервые привезенными 60 шедеврами Третьяковской галереи, увидеть мазки великих русских художников Ивана Шишкина, Архипа Куинджи и других.
Лев Семененко, СШ №13: «Я здесь занимаюсь уже десятый год. Изо-студия давно стала моим вторым домом, и не знаю, что бы я делал без нее. Это помогло мне в развитии, в том числе эстетическом, сформировало мой вкус. Со Светланой Владимировной всегда можно поделиться мыслями и проблемами, она вы-слушает и поможет. Этот человек – один из самых ярких людей, которых я встречал в жизни. Желаю «Вясёлцы» и дальше развиваться, чтобы мне, когда я стану студентом, было куда прийти. Мы вернемся, Светлана Владимировна!»
Сева Полежакин, СШ №11: «Я хожу в изостудию с детского сада. Здесь мне нравится обстановка. Можно и порисовать, и чаю попить, и пообщаться с единомышленниками».
Ксюша Борисенко, СШ №13: «Я научилась здесь рисовать гуашью. Мне нравится графика. Занятия в изостудии – это друзья, хорошее настроение, можно заниматься тем, что нравится. Желаю Светлане Владимировне новых идей и талантливых учеников».
Вика Цыганова, СШ №14: «Я еще точно не знаю, но мне хотелось бы связать свою жизнь с искусством. Мне нравится графика и акварель. В изостудии своя, особенная, атмосфера, здесь чувствуешь себя спокойно, как дома. И оценки не ставят. Светлане Владимировне я пожелаю гордиться своими учениками. К каждому из нас она ищет свой подход и заряжает нас позитивом».
Ира Лукашевич, областной лицей: «Семь лет я училась в художественной школе. Мне хотелось развиваться дальше, и моя сестра, которая раньше занималась в «Вясёлцы», привела меня сюда, и вот я уже третий год в изостудии. Здесь я нашла дружелюбную атмосферу, новых друзей, а главное – возможность совершенствоваться. Думаю, умение рисовать мне пригодится в жизни. Желаю, чтобы в студии всегда сохранялась эта теплая, уютная атмосфера».
Василина Скопич, СШ №7: «С 8 лет здесь рисую. Мои мама и папа художники. Мама (Ольга Сергеевна Сухоницкая) раньше в этой изостудии тоже занималась, здесь она получила вдохновение и взяла старт. Когда я сюда прихожу, у меня сразу настроение поднимается, рисовать, творить хочется. Хочу поступить в Гомельское художественное училище. Мне нравится композиция, потому что она позволяет что-то выдумывать, творить, ведь тот же дождь может быть и веселым, и грустным, и мокрым… Можно выразить свои мысли через рисунок. Пожелаю Светлане Владимировне не останавливаться. Чтобы ее окружали достойные ученики, которыми она будет гордиться».
Комментарии (0)