07 Мая, 2024 Вторник

Галина Ладисова: «В музее не должно быть случайных предметов»

  • 16 октября 2015 Культура Русский 0

    Директор Музея истории города Минска Галина Ладисова — о том, как с нуля создать экспозицию, в которой события девяти веков и все — часть одной биографии

    — Минску — 948 лет, музею всего 5. Как грамотно выстроить экспозицию, чтобы посетитель не утонул в информации?

    — Когда музей создавался, планировалось, что история города будет представлена по традиционной схеме — от года основания до современности, а экспозиция разместится в бывшем усадебном комплексе Ваньковичей на улице Интернациональной, 31 и 33. Но ситуация изменилась, с этими зданиями не вышло. В 2010 году Министерством культуры была согласована концепция восстановления фрагмента Минского замчища XI-XVII веков, предложенная архитектором Сергеем Багласовым. Наши научные сотрудники участвовали в подготовке технического задания для архитектурного проекта. Он предусматривает реконструкцию въездной брамы, части городской улицы XII века в натуральном объеме. Но самая ценная часть — аутентичная. Это археологический раскоп в виде амфитеатра. Предполагалось показать фрагменты древних построек, сохранившихся в культурном слое. А по периметру расположить стационарную экспозицию, где были бы представлены девять веков истории Минска.

    — То есть Минское замчище могло стать ядром музея?

    — Да, но вписать такую сложную структуру в современный город непросто. Было принято решение временно заморозить проект.

    — Экспозиция, где будет представлена биография белорусской столицы, в планах?

    — Поскольку не сложился единый музейный комплекс, где можно показать историю города от основания до современности, пошли по пути точечного, фрагментарного ее воссоздания. С привязкой к конкретному зданию или личности. Мне кажется, это интересная альтернатива. Галерея народного художника СССР Михаила Андреевича Савицкого, почетного гражданина города Минска, находится в бывшем усадебном доме. В разные века им владели Михал Пшездецкий — подканцлер ВКЛ, аптекарь Андрей Станкевич, меценат и коллекционер Юрий Кобылинский, городской голова Леопольд Дельпаце. Каждая личность — это многообразие событий, дружеские и родственные связи, иногда совершенно неожиданные. Так складывается история города.

    Всего же в структуре музея 11 адресов: здания расположены в Верхнем городе и Лошицком парке. Скорее всего, будем менять юридический адрес. Сейчас это Революционная, 10а. Но в сентябре сюда из Серебрянки переехала художественная галерея произведений народного художника Леонида Щемелёва. Посетители не могут разобраться, спрашивают: здесь же галерея, а где же музей Минска? Экспозиции, посвященные истории города, находятся на улице Кирилла и Мефодия и на площади Свободы в ратуше.

    В структуру музея Минска входят экспозиции в Минской городской ратуше, «Каретная», «Минская конка», «Минск исторический. Верхний город», выставочные залы на Герцена, 2а, художественные галереи М. Савицкого и произведений Л. Щемелёва, мастерская скульптора И. Миско, усадебный дом Лошицкого усадебно-паркового комплекса, а также расположенные рядом с ним флигель и «Домик сторожа».

    — Год назад в Верхнем городе открылась «Каретная». Создание узкотематической экспозиции — определенный риск: будет ли она востребована? Как в этом случае?

    — Интерес есть, отзывы хорошие. Предметные выставки, как показывает статистика, более посещаемы, чем художественные. Массовому зрителю они понятнее. Сейчас работаем над созданием экспозиций «Минская конка» и «Минск исторический. Верхний город» (ул. Кирилла и Мефодия, 6). Как и «Каретная», они разместятся на территории, где находился комплекс зданий монастыря бернардинцев. И будут связаны между собой не только территориально, но и тематически. Институт истории Национальной академии наук передал нам коллекцию предметов, обнаруженных в разные годы во время раскопок на территории Минска. Эти находки станут основой экспозиции «Минск исторический. Верхний город». Но все предметы необходимо реставрировать. А в музее только два специалиста, которые компетентны этим заниматься. Эксклюзивных вещей немного, но они есть. Например, предметы из дерева. Поскольку этот материал плохо сохраняется, каждый представляет интерес. Или, скажем, коллекция кожаной обуви XVI-XVII веков.

    — Неужели на территории Минска не было находок ценнее кожаной обуви?

    — Были, конечно. Но в советское время все знаковые предметы передавались в главные республиканские музеи. В конце 1980-х сенсацией стал клад, найденный во время строительства на пересечении улиц Городской Вал и Володарского. Изделия из серебра тогда пополнили коллекцию Национального исторического музея.

    — Наверняка возникают проблемы, чем наполнять экспозиции.

    — Весной после реконструкции открылась Лошицкая усадьба. Типологически это один из сложнейших музеев. Ни одного предмета интерьера не сохранилось. Но сразу приобрести антиквариат в большом количестве невозможно. Потому что дорого. И потому что не должно быть случайных предметов по принципу: чтобы залы не пустовали. Всё выверяется с точки зрения науки, стиля. Та экспозиция, которая работает сегодня, неплохо воспринята. Интерес есть — в летний период проходили по 5 тысяч посетителей за месяц. Но большинство предметов интерьера — не собственность музея, они переданы на депозит коллекционерами.

    — В чем их интерес?

    — Фонды белорусских музеев, в том числе национальных, не располагают большими коллекциями антикварных предметов. То, что есть, выставлено в постоянных экспозициях. Основной источник пополнения фондов — закупка аутен­тичных предметов у коллекционеров, частных лиц. Но у нашего музея пока нет своего мецената, как у национальных.

    — А если переключить внимание посетителей с экспоната на современные технологии?

    — На Западе сегодня популярна модель, когда в музеях, родственных нашему, экспонат уходит на второй план. Стараемся, чтобы в экспозиции присутствовал игровой момент. Но музей — не шоу, а научный сотрудник — не аниматор. Хорошо, если специалист может и атрибуцией предметов заниматься, и реставрацией, а к открытию выставки еще и перевоплотиться в средневекового рыцаря. И все-таки это немного разные профессии. Тем не менее любой музей находится в постоянном поиске новых форм коммуникации с посетителем. Без этого мы не будем интересны. Если, скажем, еще в 1990-е школьникам показывали слайды, то сегодняшние технологии позволяют демонстрировать видеоарт, 3D-проекции. И это нельзя игнорировать.

    — Поскольку экспозиции музея Минска находятся в историческом центре города, наверняка они попадают в кино.

    — На площадке игровых фильмов много техники, большая съемочная группа. Выставочные залы не приспособлены для этого. Правда, несколько эпизодов сериала «Алхимик. Эликсир Фауста» снимались во флигеле усадебного дома в Лошице. Его подвал «загримировали» под лабораторию. Музею все-таки ближе документальное кино. К нам часто обращается творческая мастерская Владимира Бокуна, которая снимает телепроект «Обратный отсчет». У нас общие задачи — открываем новые страницы истории.

    Автор: Ирина ЮДИНАМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)